Истории

Стрит-Арт для Анны Ахматовой

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме впервые решил обратиться к краудфандингу, чтобы осуществить проект «Стрит-Арт для Анны Ахматовой. Вход в музeй».

В музей можно попасть, свернув под арку на Литейном, 53 – откроются ворота в сад, потом сам старинный Шереметевский сад и, наконец, флигель Фонтанного Дома, в котором Ахматова прожила несколько десятков лет – с перерывом на эвакуацию из блокадного Ленинграда.

Арка представляет собой зрелище печальное – через нее ездят машины на склад Театра на Литейном, тут же рядом – мусорные баки.  Под портретом Ахматовой паркуются автомобили. Это пространство коммунальное,  общегородское.

Но музей готов привести его в порядок.  А архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья», с которой музей сотрудничает давно – архитекторы оформили первый этаж музея, предложила художественное решение входной зоны с Литейного проспекта в жанре стрит-арт, навеянное работами португальского уличного художника Алехандре Фарто (Vhils).

ахм-2

«Коммунальное пространство для Ахматовой привычно – она жила во дворце, но в коммунальной квартире, - говорит Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. – Мастерская «Витрувий и сыновья» предложила этой фактуры не стесняться, а использовать ее в архитектурном решении».

 На освобожденную от штукатурки фактуру кирпичной кладки здания на Литейном предлагается нанести портрет Ахматовой работы Моисея Наппельбаума – получается  эффект проступания очертаний лица поэта из стены.

«Мы обращаемся  с предложением помочь нам  к тем людям, с которыми состоим в диалоге вот уже 25 лет – с момента создания музея, - продолжает Нина Попова. – Для которых музей проводит выставки, устраивает вечера, акции в саду, общается в соцсетях. Это не просьба с протянутой рукой,  а  соучастие – мы настаиваем на этом».  

Юридически Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме не имеет права просить денег на арку у комитета по культуре – да, все из-за того же общегородского коммунального пространства, которое принадлежит всем и никому конкретно. Поэтому мы все можем его изменить.

Подробнее о проекте здесь 

Собственно, это первый этап преобразования входного пространства музея, его стоимость 860 тыс рублей.  Как рассказала Анна Соколова, заместитель директора музея, для участников краудфандинга предусмотрены бонусы. Самый большой – статус «Друга музея» и имя на табличке  у входа в сад Фонтанного Дома. Общая сумма проекта 1 млн 400 тыс рублей. Но краудфандинг охватывает только первый этап.

Когда будет собрана необходимая сумма первого этапа, Музей будет искать средства на второй  – подсветку арки, установку зеркала и текста Ахматовой. Возможно, это будут строки из «Поэмы без героя» «Тень моя на стенах твоих». Или первые две строчки из этого четверостишия, написанного здесь, в Шереметевском саду в 1926 году:

И неоплаканною тенью

Я буду здесь блуждать в ночи,

Когда зацветшею сиренью

Играют звездные лучи.

Отражения  в зеркалах и  присутствие теней бывших некогда в этом пространстве людей – идея, столь важная не только для «Поэмы без героя», но в целом для понимания творчества, мышления Ахматовой – эта идея воплотится здесь, в арке на Литейном, 53.  

«И тогда образно смыкается пространство -  в словах выбитого на гербе Шереметевых старинного девиза  «Deus conservat omnia»  («Бог сохраняет все»), ставшего эпиграфом к «Поэме без героя». Ведь это ключ к художественному мировоззрению самой Ахматовой: никакая человеческая жизнь не проходит бесследно, тень каждого остается на стенах этого города», - резюмирует директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

share
print