Культура

Полунин и Гиллиам — на Артдокфесте

7 декабря 2015 17:17 Александр Грин, Анна Шмелёва
версия для печати
Специальное событие фестиваля документального кино — премьера фильма «Ателье Диаболо» о великом клоуне Славе Полунин и культовом кинематографисте Терри Гиллиаме 9 декабря в Англетере.
Полунин и Гиллиам — на Артдокфесте Фото: artdocfest.ru

Документальное кино «Артдокфеста» даёт нам возможность заглянуть в операционную, заводской цех, избушку лесника и кабину пилота, увидеть скрытые от глаз миры такими, какие они есть, и погрузиться в них с головой. Даже в том случае, если перед нами – мир Зазеркалья, и работают в нём волшебники. Фильм "Ателье Диаболо" режиссёра Жана Ашаша рассказывает о том, как встречаются великие выдумщики и любители тайн, сказок и снов — всемирно известный "жёлтый клоун" Слава Полунин и культовый кинематографист Терри Гиллиам, режиссёр фильма "Воображариум Доктора Парнаса". Вместе они создают "Диаболо" — мистический спектакль философской клоунады, притчу о гармонии противоположных принципов.

4_L_atelier de Diabolo ___ 120, Семки J. Achache, Международная версия.m4v_snapshot_00.44.59_[2015.11.20_19.54.25]

По сюжету клоун (Вячеслав Полунин) и демон (Станислав Варки) – два аутсайдера отправляются в путешествие, бесконечно играя с Судьбой, Жизнью и Смертью.
В фильме нет приема интервьюирования, мы видим, как вживую, непосредственно при нас общаются режиссёры. По признанию Вячеслава Полунина, они даже не замечали присутствия камеры. Оператор был настолько тактичным наблюдателем, что нам удаётся рассмотреть всю палитру характеров Полунина и Гиллиама. Гениальные, необычные, обладающие яркой харизмой, в диалоге друг с другом они раскрываются так, как это было бы невозможно в обычной беседе с журналистом.
Действие фильма разворачивается в творческом Ателье Славы недалеко от Парижа - сказочном месте с жёлтой мельницей, кроватью-плотом и гигантскими музыкальными инструментами. Здесь мы наблюдаем, как два волшебника вместе со своими друзьями (Виктором Крамером, Еленой Загревской объединяют свои немыслимые фантазии в общем творческом пространстве, где обитают гарпии и лошадь в красном пальто. Они по-детски дурачатся и бесстрашно следуют за самыми абсурдными идеями. Порой общение мастеров превращается в дуэль, между ними возникают горячие споры, напряжение нарастает и вмиг испаряется во взрывах безудержного смеха. По словам Полунина, "чтобы творить, нам просто нужно несколько друзей вокруг”.

4_L_atelier de Diabolo ___ 120, Семки J. Achache, Международная версия.m4v_snapshot_01.00.01_[2015.11.20_20.07.01]

Благодаря этой картине мы можем следить за тем, как происходит процесс творчества. При чтении книги или просмотре фильма порой нас посещают мысли о том, насколько это произведение биографично. Ещё в школе мы проводили параллели и пытались отследить закономерности между сюжетами романов Достоевского и его жизнью. Наблюдая рождение ирреальных существ и материй в воображении режиссёров, особенно интересно думать о том, как эти фантастические идеи связаны с той реальностью, которая их окружает.
Поклонники Гоголя и Булгакова часто говорят о том, что сила их мистических произведений вышла далеко за пределы книжных переплётов и оказала мощное влияние на жизнь самих писателей. Возможно, эта неведомая таинственная сила определила и судьбу спектакля "Диаболо". Он не уступает по масштабу знаменитому "сНЕЖНОМУ шоу" Полунина и, несомненно, мог бы стать не менее известным, но был показан лишь несколько раз на европейских сценах.

Полунин признаётся: "Дьяболо" – это же, в общем, обманка, это всего лишь название игрушки, волчка на веревочке. Но, тем не менее, с этим спектаклем у нас связаны разнообразные истории, ситуации, порой непростые и мистические. Я стараюсь играть этот спектакль пореже, только когда чувствую, что меня туда тянет. Одно время у меня появился интерес к этой теме, к темной стороне жизни. Там два персонажа: один играющий, а второй черный и ироничный. Иногда хочется заглянуть во все уголки, даже если потом приходится за это расплачиваться. Вот мы и заглянули…"

Вместе с режиссёром фильма зритель оказывается внутри феерии и будто становится участником фантасмагории, сказки наяву. Мы видим, как из ничего появляется мистическая притча о перевёрнутом, взъерошенном, бурлящем мире карнавала, в котором встречаются Шут и Демон, сталкиваются два пространства – забавное и пугающее. По мере просмотра фильма мы точнее начинаем ощущать то, что прячется за нереальностью форм: любовь, страх, надежду, грусть. Воображение сказочников преобразовывает их в экспрессивные формы, которые так давно полюбились зрителю. Теперь, когда мы стали свидетелями создания персонажей, страшная сказка становится личной, индивидуальной для каждого. "Она о вещах, которые находятся вне нашего рационального восприятия жизни, о наших страхах и смехе как единственном оружии борьбы с ними”, — говорит Вячеслав Полунин.

4_L_atelier de Diabolo ___ 120, Семки J. Achache, Международная версия.m4v_snapshot_01.13.21_[2015.11.20_20.10.03]

Премьерный показ картины "Ателье Диаболо" в России совпал с двумя замечательными событиями уходящего года: 22 ноября Терри Гиллиам отметил 75-летний юбилей, а 18 декабря открывается «Цирк Чинизелли на Фонтанке» – детище и “Воображариум” Мастера Вячеслава Полунина.
9 декабря в 19:30 на главной площадке фестиваля «Артдокфест» – в кинотеатре «ANGLETERRE CINEMA LOUNGE» (Малая Морская, 24) состоится встреча с Вячеславом Полуниным. Зрители смогут пообщаться с Мастером и увидеть короткометражные документальные фильмы с участием С.Полунина, М.Шемякина, А.Адасинского, А.Либабова, Л.Лейкина и др. Встречу завершит показ фильма «АТЕЛЬЕ ДИАБОЛО». Категория фильма 12+.
Подробнее о программе фестиваля: vk.com/artdocfestspb2015 и
www.artdocfest.ru/197

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 212

Все опросы…