Культура

Валерий Кухарешин отметит день рождения на сцене

7 декабря 2015 17:59 Светлана Володина
версия для печати
Сегодня, 7 декабря, в день своего рождения, известный петербургский актер, народный артист России Валерий Кухарешин сыграет спектакль «Наследник» на сцене Театра Комедии им. Акимова.
Валерий Кухарешин отметит день рождения на сцене

Его актерская самобытность соткана из загадочного петербургского воздуха, пронизывающего перпендикулярность и параллельность линий-улиц, шпилей, набережную, величественную Неву и строгие человеческие лица. 

Ему, как истинному петербургскому интеллигенту, свойственна природная галантность, благородная «притушенность» чувств. Его стройную фигуру в хорошо сшитых (и с любовью выбранных) пальто можно увидеть в разных точках города, в разных театрах. География его творческой деятельности воистину поражает: «Приют комедианта», «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, Театр на Васильевском, Театр на Литейном, ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Учебный театр ЛГИТМиК (теперь - Учебный Театр «На Моховой»), «Фарсы», Белый театр музея Ф.М. Достоевского, ФМД-Театр, театральные объединения «Арт-Питер» и «XXI век», театр «Эрмитаж», Театральный музей и, конечно же, в первую очередь Молодежный театр на Фонтанке, где сыграно множество ролей, где сложилась судьба актера. Валерий Кухарешин – из самого первого состава Молодежного театра.

Валерий Кухарешин: «Тогда театра как такового еще и не было. У Владимира Малыщицкого тогда играли в самодеятельном театре при институте железнодорожного транспорта. Это был хороший коллектив, известный в Ленинграде. Там ставились спектакли – «Не стреляйте в белых лебедей», «Сотников». Потом Малыщицкому предложили возглавить уже профессиональный театр. В 1980 году нам дали здание на Фонтанке. Вы даже представить не можете, что здесь было раньше! Там, где сейчас цеха, был балкончик, все стенки были в кафеле. Перед премьерой «Сотникова» мы отбивали их, потому что обшарпанные стены очень «шли» этому спектаклю. Зрители на спектаклях сидели вокруг сцены: с двух или с трех сторон – всегда по-разному. А вообще Малыщицкий сделал так, чтобы зал мог трансформироваться…».

Семён Спивак, художественный руководитель сегодняшнего Молодежного театра на Фонтанке, угадал и почувствовал неброскую и, одновременно, пронзительную самобытность актера, сделав его ведущим артистом в обновленном Молодежном театре.

Будучи одним из самых востребованных актеров, Валерий Кухарешин предпочитает режиссуру умную, акварельную, исследовательскую и — интересную ему. Может быть, поэтому спектакли с его участием идут в небольших театрах или на малых сценах: его искусство – тонкое, пронзительное, построенное на нюансах и внутренних движениях души, — не массовое.

Так, неслучайно судьба свела его в 90-е с режиссером Владимиром Тумановым, чьи спектакли «Лунные волки», «Таня-Таня», «Учитель ритмики», «Двенадцатая ночь, или что угодно» были событиями северной столицы. «Образный мир спектаклей Туманова, завораживающий свободой пластических решений, глубинной музыкальностью, грацией метафор, словно бы перетекающих друг в друга. Таинственный мир символических обобщений. Но в нем удивительно наполнено, внутренне раскованно живут актеры» (Петербургский театральный журнал»).
Неслучайно и его содружество с режиссером Виктором Крамером, сложившееся на спектаклях «Село Степанчиково и его обитатели» и «Суперфлю». Крамер периода театра «Фарсы» в своих спектаклях рассказывал историю маленького человека в большом мире, трогательного, смешного, наивного и потерянного. Клоунская, карнавальная природа в сочетании с пронзительной искренностью привлекала к этому бродячему театру и взрослых, и детей.

Валерий Кухарешин чутко откликается на время, в котором живет, на «особость», «странность», поиски нового в театральной жизни, с ним легко актерам и режиссерам разных поколений.

До сих пор театральный Петербург помнит спектакль «Солесомбра», сочиненный Максимом Исаевым и Яной Туминой, где Валерий Кухарешин сыграл эзотерика-мистификатора, влюбленного в ибсеновскую «женщины с моря»… Это была наша, петербургская «новая драма», основанная на тихой, некричащей интонации, на полу-взглядах, полу-жестах, где любовь прочитывалась вне слов, вне реальности.
Нельзя не вспомнить и удивительный спектакль Г.Васильева «Обняться и заплакать» в музее Достоевского (пьеса А. Шульгиной по повести Ф.М. Достоевского «Вечный муж»). Здесь снова великолепно прозвучал дуэт Валерия Кухарешина с одним из его любимых партнеров — Сергеем Бызгу.

Нервная, ищущая натура артиста Кухарешина не дает ему жить размеренно, успокоенно. Он, как быстрая река, перетекает из одного театра в другой, из спектакля в спектакль, но при этом его внимательность к людям, его наблюдательность ученого, исследователя в познании человеческих характеров, человеческих душ – всегда скрупулезная, тщательная, подробная. Его «особость» завораживает, его «приглушенность» заставляет вслушиваться, всматриваться, его обаятельная улыбка раз и навсегда очаровывает…

Про него действительно можно сказать: подлинно петербургский артист…
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 289

Все опросы…