Истории

Новая архитектура – ущерб больше, чем от бомбежек

В библиотеке Маяковского в рамках Градозащитных вечеров прошла встреча с кинорежиссером Александром Сокуровым. Беседа была посвящена проблемам охраны памятников в Санкт-Петербурге. Блокадная подстанция, некомпетентность архитекторов и чиновников, наконец, дамба – лишь малая толика тем прошедшей дискуссии.

Общение с властью

«Градозащиту и архитектурную деятельность в нашем городе невозможно проводить без общественных организаций и независимых партий», – в самом начале дискуссии обратил внимание Александр Сокуров. Кинорежиссер и общественный деятель говорит о том что «за всем уследить чиновникам невозможно».

Он говорит о том, что «не сразу достучались до власти», но когда «мы, Валентине Матвиенко показали 110 объектов, которые вызывают опасения, она нас поняла». Документы, как по проектам, так и по экспертизам, которые были получены, по мнению режиссера, были первым шагом к сближению. Однако сейчас работать «становится все тяжелее и тяжелее». «Если бы Валентина Ивановна осталась, то работать было, может быть, и легче», - сказал он.

В тоже время «все тяжелее и тяжелее сталкиваться с архитекторами и инвесторами», отчего «понимаешь, что не все зависит от губернатора», да и отношение жителей к процессу непонятны: «Это уже какие-то новые отношения в обществе».

Общение с гражданами

Отвечая на вопросы присутствующих, он пояснил этот тезис. «Когда мы первый раз пришли к Валентине Ивановне, оказалось, что качество знаний общественников было настолько выше, чем у приглашенных чиновников, да и архитекторов, что этот факт вызвал изумление у губернатора. В ходе выступлений Александра Кононова (зампред городского ВООПиК – МР7) и Юлии Минутиной (организация «Живой Город» - МР7) было предложено задавать вопросы и возникли паузы – после таких выверенных докладов и спросить было у них нечего».

Сокуров продолжает, что «нам очень не повезло с нынешним архитектурным сообществом». Они не понимают значения города и о том, что «в сносимых домах летали души умерших блокадников». И это уже совсем иное отношение к происходящему у общества. Оно, конечно, собирает лишь кучку людей, чтобы спасти памятники. Но это те, кто понимает суть событий.

Маэстро продолжает, что «надо лет на 50 заморозить любой снос зданий в историческом центре города. Если там зафиксирована смерть хотя бы одного блокадника, то все, стоп! Ну а после 50 лет, уж как Господь рассудит». Тут сразу вспомнился пассаж барда Александра Городницкого, который он высказал несколько лет назад корреспонденту МР7 по поводу Ленина: «Я благодарен Владимиру Ильичу и знаете за что? За то, что он столицу перенес в Москву и исторический центр Ленинграда-Петербурга остался в итоге в сохранности». Не согласиться с ним – невозможно, при всяких условностях. Сокуров пошел дальше и отметил, что «сейчас ущерб городу от алчных инвесторов уже больше, чем от бомбежек». И это «вопрос ответственности за свои действия чиновников».

Сокуров обозначил разлад «в правящей группе». Причем он подмечает, что это он видит «во многих других городах России». «Это очень сложные отношения, даже в советские времена не было такой разнузданности». Принятие решений постоянно откладывается и «дай Бог этот процесс когда-нибудь закончится». Тут уже речь вновь зашла о некомпетентности чиновников.

Нырнув в залив

С подачи Александра Кононова, а его позицию подхватил и Александр Сокуров, намывы могут непосредственно угрожать сохранности всего исторического центра. По словам Александра Сокурова, увеличение площади Петербурга за счет отсыпки новых территорий может оказать существенное воздействие на работу дамбы, что приведет к масштабным наводнениям. Возможность таких природных явлений в Петербурге подтверждают и последние дни.

Он добавил, что «еще несколько лет - и дамба перестанет работать. Дамба рассчитана на определенную площадь воды и ее уровень соответственно. Если этого не будет, дамба перестанет работать. Я все время волнуюсь за Эрмитаж. Если там начнется какая-то беда – придется отвечать перед всем человечеством».

Посетив зиму

Сокуров также коснулся вопроса зимнего туризма. Мы зимний город и нам нужны теплые пространства. Сезон белых ночей крайне небольшой сезон и нам нужны зимние пространства и предложения.

Похожее и у Александра Кононова. Он напоминает, что «в нашем городе очень много северной красоты». От себя можно добавить и про Северный модерн в архитектуре.

Все на выборы

Сокуров говорит, что «сейчас политическая нестабильность самая-самая», но при этом уверен, что все зависит от личных действий: «Нужно идти на выборы и голосовать за тех, кому мы доверяем». Правда, смутил шепот из зала: «а кто они?».

Из того, что не смогли градозащитники, так это, по словам Кононова и Сокурова - принять закон о процедуре сноса исторических объектов. Кинематографист поясняет, что «если бы такая задача была бы выполнена, то нам было бы значительно легче». Но самое печальное, по мнению Сокурова, «у нас нет культуры управления и нет тяги к этому».

Есть еще одна проблема – усталость народа. «Русские настолько усталые от своего величия. Такое я видел лишь в Японии и это такое зловредное явление». Все эти грустные лица как в метро, так наземном транспорте «характеризуют» это явление.

Что дальше?

Депутат ЗС Максим Резник отметил, что «Ваше значение сложно переоценить мы должны вас беречь», имея ввиду Сокурова. Но при этом он подчеркнул, что для города «меньшее зло, чем могло бы быть» из-за того, что есть вице-губернатор Игорь Албин. «Угроза для города чуть меньше, чем могла бы быть»… Что за этими словами значит – покажет время.

Александр Кононов, среди явных точек противления застройщиков и градозащитников, - это – блокадная подстанция. На последнем заседании Градсовета были приняты некие, если не решения, но информации к размышлению. Как сказал Сокуров по данному поводу «мы вышли за все мыслимые и не мыслимые пределы и сейчас оспариваем разрешения на застройку, так как это место планируют застроить апарт-отелями».

Другой объект, который находится под наблюдением ВООПиК – Конюшенное ведомство. Сыновья Якунина пытаются обустроить Никольский рынок. Ну а в «Адмиралтействе вообще документация засекречена». Там, как выяснилось, при том, что туда должен переехать Главный Морской Штаб, почему-то необходимо закрыть проезд и устроить там внутренние помещения.
 

share
print