Знаменитое прошлое и громкое будущее маленькой улицы

16 апреля 2007 11:58
версия для печати
Улице Красного Текстильщика суждено стать местом встречи архитектуры прошлого и будущего

Маленькая улица Красного Текстильщика по виду и духу совсем как окраинная. Её вряд ли замечают многочисленные посетители Дисконт-центра на Синопской набережной.

На табличках путаница — то Текстильщик один, то Текстильщиков много. Неудобно расположенная, с зубодробительным названием, с первого взгляда безликая, она не располагает к прогулкам.

Но причины, по которым здесь стоит побывать, все-таки есть.

Чтобы увидеть, каким красивым может быть фабричное здание, построенное в первой половине XIX века.

На улице Красного Текстильщика находится старинная Невская бумагопрядильная мануфактура. Барон Людвиг Штиглиц и его потомки считали, что фабрика может и должна производить впечатление.

Вся четная сторона улицы занята эффектными величественными корпусами с массивными башнями, богатым кирпичным декором и металлическим ажуром пожарных лестниц.

Мануфактура — прекрасный образец так называемого «кирпичного стиля», богато представленного в Петербурге, где производство бурно развивалось с момента основания города. Специфика предприятия не изменилась — теперь здесь Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова.

Чтобы понять, что в Петербурге слова «охраняется государством» давно потеряли свое первоначально значение

Дела на комбинате идут неплохо. Здесь производят до 60% всех ниток России, часть продукции — эксклюзивная. В перспективе — перенос производства в район Мурманского шоссе.

Что произойдет после этого со зданием-памятником промышленной архитектуры, пока неясно. «Сейчас это даже не обсуждается, — говорит Галина Тимошкина, Директор по производству, — строительство нового здания займет несколько лет. К тому же у нас на комбинате полнейший порядок, здание в хорошем состоянии и простоит еще очень долго».

Специалисты КГИОП эту уверенность разделяют и даже рекомендовали комплекс зданий Невской бумагопрядильной мануфактуры к включению в список объектов регионального значения.

А между тем, по непроверенным данным, в КГИОП уже поступал запрос об исключении из списков объектов культурного наследия.

Чтобы обойти мануфактуру со всех сторон и влюбиться в архитектурный industrial

По иронии судьбы, Голутвинская мануфакура в Москве, очень похожая на питерскую фабрику Штиглица,  в советское время называлась "Красные текстильщики".

Теперь за этими стенами — офисные площади класса «А», удовлетворяющие требованиям самых взыскательных арендаторов.

Фото с сайта http://www.inprof.ru/

Лучшего места в России, чем Питер, для этого не найти — старинных промышленных зданий в городе великое множество, тут и модерн, и конструктивизм, и уже упомянутый кирпичный стиль. Осматривать и фотографировать это нужно прямо сейчас — через пять-десять лет может быть поздно.

«Проблема сохранения промышленной архитектуры в нашей стране, и особенно в Петербурге, становится все острее и актуальнее, — утверждает доктор архитектуры Маргарита Сергеевна Штиглиц, — во всем мире индустриальные здания используют под музеи, культурные и деловые центры, гостиницы и элитное жилье.

Даже в Москве, с ее многочисленными строительными перегибами, реконструируется большой комплекс Голутвинской мануфактуры, расположенный на Якиманке в самом центре города.

Здание мануфактуры, очень похожее на фабрику Штиглица, перепрофилируется в торгово-офисный центр.

У нас в городе есть тоже несколько примеров удачного перепрофилирования промышленных зданий. Самый близкий – Дисконт центр, расположенный в наиболее старом здании 1-й Прядильной фабрики.

Однако существует и усиливается крайне опасная тенденция, когда освобожденные заводские корпуса доводятся до разрушения с тем, чтобы объявить их аварийными и вывести из списка объектов, охраняемых государством со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Чтобы пофантазировать о будущем маленькой улицы

Известный испанский архитектор Риккардо Бофилл предложил проект строительства жилищного комплекса на участке между улицами Красного Текстильщика и Новгородской. Ориентировочный бюджет строительства $60 млн., сроки 2008 — 2011 гг. Строительство охватит участок размером 1,2 га.

Жилые комплексы, построенные при участии архитектурной мастерской Риккардо Бофилла, находятся в окрестностях Парижа, Барселоне, Стокгольме, Гааге и Пекине. Бофилл строил в Киеве и Москве.

Побывав на улице Красного Текстильщика, Бофилл упомянул в своем интервью, что фабрика произвела на него впечатление. По-видимому, идея будущего соседства нового квартала и старых фабричный зданий ему импонирует.

Чтобы забыть на время о прошлом и будущем и подивиться на архитектурные парадоксы настоящего

«Почему окна круглые? Не знаю.  Как cделали, так и сделали», — говорит директор Смольнинских бань

В самом начале улицы между неприметного вида жилыми домами вписался смешной каменный куб, опоясанный тремя рядами круглых присосок.

Зачем архитектор Смольнинских бань спроектировал вместо окон иллюминаторы c выступающими бетонными обрамлениями?

Директор бань Алексей Михайлович точного ответа на этот вопрос дать не смог. Впрочем, дизайн окон не волнует, кажется, ни его самого, ни клиентов Смольнинских бань.

«Приходите к нам, — сказал Алексей Михайлович, — у нас разные номера есть, обычнее и люксы, а в среду-четверг в общем зале можно за 10 рублей помыться»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 162

Все опросы…