Истории

«Никогда не были на дне рождении у бомжа?»

Как школьный учитель и знаток Петербурга стал бездомным экскурсоводом — история Вячеслава Раснера, еще одного героя документального спектакля «Неприкасаемые», который ставит режиссер Михаил Патласов.

Творческая группа театрального проекта «Неприкасаемые» и редакция газеты «Мой район» продолжает совместную акцию — публикуем истории о бездомных, которые, станут героями документальной пьесы и спектакля о жизни на улице. Ждем ваши письма по адресу [email protected].

Поддержать проект «НеПРИКАСАЕМЫЕ» — на «Яндекс.Кошелек»: yasobe.ru/na/neprikasayemye

В этом выпуске — история одинокого учителя географии и биологии Вячеслава Раснера из Адмиралтейского района: сначала на него ополчились соседи: слишком мешала его любовь к бродячим собакам, потом обманули риэлторы и летом 2010-го он сам стал бездомным. Случай свел в холодной парадной с хорошими людьми: они, как говорит Вячеслав Романович, «ввели его в интернет» и сделали популярным экскурсоводом.

День рождения бомжа

Бог, наверно, меня поддерживает. Ни одного ОРЗ! Это уже шестая по счёту зима. Может, потому, что пью кофе? Вчера принёс человек. Кофе? Оказался с коньяком! На удивление. Первое время я на улице ночевал. Я спал не прямо на тротуаре. Подсказали, какая-то замороженная стройка на 1-ой Красноармейской, там, где Военмех. Меня собаки согревали. Бездомные. И тут ночевал (метро «Горьковская»). На Невском тусовался, что называется. Но работники правоохранительных органов: «Да вы с ума сошли! С собаками на Невском!». Самое страшное – температура зимой. Потом мне подсказали, что, нажав определённую последовательность домофона, эти кнопки, можно попасть в парадную… Моя знакомая, ныне пенсионерка, до этого – коллега, экскурсовод музея-памятника Исаакиевский собор, ходила в юридическую консультацию, говорит, что квартиру можно вернуть. Так вот я не знаю, надо ли. Каким-то образом я был совладельцем или просто прописан. Надеюсь, что Ирина Тимофеевна и вы, и другие, 31 января придут во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры у метро «Чернышевская» на улице Захарьевской, дом 14. В час дня начнётся сообщение о блокаде, потом стол вскладчину. Можете принести что-нибудь вкусненькое. Будете поздравлять с прошедшим 6 января 65-летием. Никогда не были на дне рождении у бомжа?

От дома до дома

Я учитель. Сейчас по-прежнему встречаюсь со школьниками, потому, что в 1992 году прошёл первый городской конкурс «Лучший юный экскурсовод года». И меня включили в это жюри городское. Вы такой известный, такой популярный. Галина Карнаухова, корреспондент Всесоюзного журнала «Клуб и художественная самодеятельность», написала обо мне, что рассказы Вячеслава Раснера – «просто заслушаешься». Простите за саморекламу. Я в Петропавловской крепости как-то летом работал. Выпускали меня последним. А так – теперь сам. Индивидуально разработанные экскурсии по Невскому проспекту.

Раньше была обзорная экскурсия, 25 рассказов. «Сколько стоит?» – спросила женщина. 250 рублей! «А почему так дёшево?». Дай Бог здоровья. Когда в следующий раз тоже вопрос задал какой-то мужчина, я ответил, не моргнув глазом: 500! «А когда начнётся экскурсия?». Если хотите почувствовать себя VIP-персоной, пойдёмте сейчас! «Хочу!». Дошли до площади Восстания. «Вячеслав Романович (у меня бэйдж), я петербуржец, но я столько узнал о Невском».

А сейчас о каждом доме. Хотя бы от Адмиралтейского проспекта до Мойки. И от Мойки до Дворцовой площади. Чтобы рассказывать, как будто я читаю книгу. Без междометий «э». Пока это в проекте. Учу. Решил почему-то с главной улицы начать. Раньше у меня была обзорная авторская. Когда подходил к Дворцовому мосту, предлагал: повторите фразу о том, что Дворцовый мост это что-то, что сделано впервые в нашем городе и верну деньги. У всех, конечно, ушки на макушке. Слушайте: боковые пролёты Дворцового моста перекрыты неразрезными балочными сквозными фермами с криволинейным очертанием нижних поясов, а разводное двукрылое строение является первым в мире удачным решением системы замыкания в 3-шарнирную арку. Пожалуйста, повторите. Начинался гомерический хохот. Не надо нам наших денег — отвечали мне. Давайте экскурсию проводить дальше. Люди, к счастью, были с юмором.

Поверка стиха

С какими ещё опасностями сталкивается человек, оказавшись на улице? Да, по-моему, ничего нет такого. Доброжелательно относятся люди. Ешьте быстренько, пока не остыло. С едой бегут, жертвуют денежку, обувают, одевают. Всё на мне – подаренное. За что меня так любят, больше, чем дедушку Ленина, не знаю. С агрессией на улице не сталкивался. К счастью, нет. Значит, у нас культурная столица, а не бандитский Петербург…

Завтра воскресенье — в храм Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, который мне должен дать рекомендательное письмо, чтобы меня приняли на курсы экскурсоводов. До 15 февраля. Анкету я заполнил. Теперь сказали, что надо рекомендательное письмо. Кто я, что я и зачем. Сочинил поздравление: «Я вас с Новым годом лично поздравляю, счастья и здоровья вам искренне желаю, вы меня простите за мои стихи, они примитивны и, думаю, плохи. Вынужден признать, писать стихи не мастер. С уважением к вам, бомж, с ФИО: В-единичка, Р-двоечка, Раснер-троечка. Комментарий: единичка-В-Вячеслав, Р-двоечка-Романович, Р-троечка-Раснер». Любимые стихи? Александр Сергеевич Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник». И, очевидно, Фёдор Михайлович Достоевский. Потому, что о Петербурге. Если написано: 37 ступенька, там скол какой-то, трещина – так оно и есть. Документальность подтверждается. Можно, прочитав, проверить.
 

share
print