Истории

«Монумент с крылатым змеем»

Петербуржцы просят чиновников «обратить внимание» на уже установленный, правда, пока еще в виде «проекта» бюст Иннокентия Анненского возле здания бывшей Николаевской мужской гимназии в Царском Селе.

Выдающийся поэт, критик и переводчик Иннокентий Анненский был директором Николаевской гимназии с 1896 по 1905 год.

крылатый

От председателя комитета по градостроительству и архитектуре Смольного  Владимира Григорьева, главного художника Петербурга Александра Петрова и главы КГИОП Сергея Макарова ждут ответа  одиннадцать известных и уважаемых жителей Петербурга. Среди них поэты Александр Кушнер и Сергей Стратановский, писатели  Андрей Арьев, Яков Гордин, Андрей Битов и Валерий Попов, руководители ведущих литературно-мемориальных музеев – Сергей Некрасов (Мойка, 12), Нина Попова (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), Наталья Ашимбаева (Музей Достоевского), а также Александр Кобак, директор Фонда Лихачева и Александр Лавров, российский литературовед, специалист по русскому модернизму, ведущий сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

В своем обращении авторы пишут, что «проект памятника», уже установленный у Центра технического творчества 12 декабря минувшего года, не обсуждался в профессиональной среде «с привлечением как скульпторов, так и литераторов, писателей, краеведов». Не было никакого конкурса, не было обсуждения в КГА: «Нам представляется вообще странным, что Московский скульптор и Центр технического творчества в Пушкине допускают возможность установки такого памятника едва ли не «частным порядком» на том основании, что скульптор это памятник дарит».

Восьмидесятилетний Александр Бурганов – скульптор, народный художник России, профессор Строгановки,  обладатель разнообразных наград – от Госпремии СССР до ордена  РПЦ святого Сергия Радонежского. Его произведения можно встретить не только на просторах России – от Сольвычегодска до Арбата ( да, арбатский  Пушкин с Натали Гончаровой – это его), но и в Вашингтоне,  где  тоже Пушкин (первый памятник поэту в США).  

 «Несомненно, создатель этого памятника скульптор А.Н.Бурганов имел  виду строки Николая Гумилева об Анненском как о «последнем из царскосельских лебедей», а также некоторые образы его поэзии. Возможно, на этом знакомство скульптора с царскосельской культурой в целом и ролью в ней Иннокентия Анненского заканчивается, - пишут авторы обращения. – Создавая свой памятник, А.Н.Бурганов не учел очевидное: образ в слове и образ в скульптуре – глубоко разные вещи.

Никак не учитывалась автором памятника и вся стилистика царскосельской культуры. Достаточно совершить небольшую прогулку в соседствующий с Николаевской гимназией Екатерининский парк, чтобы убедиться: выставленные там образцы скульптуры необратимо далеки от фантазий автора памятника Анненскому. Никакие бюсты представленных здесь героев обрамления из крылышек и свисающих долу змеевидных существ не имеют. Мы не преувеличиваем: представленный на обозрение бюст обрамлен сзади какими-то «стрекозиными» крыльями, а спереди свисающим «шлангом», изображающим шею лебедя (такой длины шеи у этой породы птиц никто не видывал) с клювом, что создает полноценный образ змеи; эта «змея» привлекает внимание в первую очередь; «крылья» же этого существа, принявшего в свои объятия несчастного поэта, расположены таким образом, что вообще доминируют над головой и самим бюстом, который становится непропорционально маленьким. В данном воплощении бюст Анненского явно разрушает тот стиль, который должен сопутствовать представлениям о классической гимназии и, главное, о самом Анненском, выдающемся переводчике Еврипида, историке и преподавателе античной литературы, директоре гимназии».

В соцсетях петербуржцы тоже обсуждали памятник. Писательница Ольга Кушлина, к примеру, иронически отметила: «Ну а что сказать по поводу творения московского скульптора, - тут опять ахматовские строки вспоминаются, но не «тоже мраморной стану», а другие, похожие: «тоже игрушечной стала, как мой розовый друг какаду».

Из КГИОП, впрочем, как и КГА ответа на письма еще нет, но в КГИОП не отрицают, что бюст со стрекозиными крыльями был установлен на территории объекта культурного наследия без разрешения комитета.

Кстати,  во многом благодаря Иннокентию Анненскому в Царском Селе появился в столетнюю годовщину со дня рождения Пушкина памятник поэту – Пушкину-лицеисту.  Именно в день открытия памятника Анненский произносит свою знаменитую речь «Пушкин и Царское Село». «Дико представить, что  «благодарные потомки» ответят ему монументом с крылатым змеем», - пишут авторы обращения в КГИ и КГИОП.

share
print