Истории

Дмитрий Травин: Экономическая погода улучшается

Есть неплохая новость для тех, кто страдает от кризиса. Фондовый рынок последние пару месяцев быстро растет. И у нас, и за рубежом.

Правда, возникает вопрос: какое дело простому человеку, не вкладывавшему деньги в акции, до ситуации с куплей-продажей ценных бумаг?

На самом деле данный вопрос касается каждого. И дело здесь вовсе не в том, есть ли у вас лично вложения в ценные бумаги. Фондовый рынок – показатель того, что происходит в реальном секторе экономики. Он представляет собой что-то вроде термометра, говорящего нам о погоде за окном.

Летом прошлого года рынок ценных бумаг у нас рухнул. Поначалу многие не думали о том, что это событие их как-то затронет. Однако осенью началось падение производства, а зимой работодатели приступили к масштабным увольнениям. Есть ли связь между этими событиями? Да, причем бесспорная.

Падение на фондовом рынке означало, что инвесторы невысоко оценивают перспективы экономики и стремятся продать свои ценные бумаги до того, как выяснится, что предприятия закрываются и людей увольняют. Ведь когда предприятие закрылось, его акции не стоят ломаного гроша. В кризис все начинают продавать акции, а значит, выручить за них приличные деньги становится трудно.

Проще говоря, падение на бирже означает, что наиболее информированные и прозорливые люди ожидают кризиса. Паника, случившаяся на фондовом рынке в середине прошлого года, полностью соответствовала тому, как разворачивался кризис в дальнейшем.

А что означает подъем рынка? То, что инвесторы увидели светлые перспективы. Они покупают ценные бумаги, поскольку надеются в будущем перепродать их с прибылью. А почему они на это надеются? Да потому, что завтра, когда экономика выйдет из кризиса, покупателей резко прибавится и все бросятся приобретать ценные бумаги, отрывая их с руками.

Весьма вероятно, что подъем на фондовом рынке есть косвенное свидетельство того, что через некоторое время начнется подъем и в реальном секторе экономики. А значит, появятся рабочие места, вырастут зарплаты.

Впрочем, не следует пока слишком обольщаться. Фондовый рынок – это термометр, а ведь его недостаточно для полного понимания погоды. Он ничего не говорит о перепадах давления, о влажности воздуха, о том, следует ли ждать вскоре дождя или солнца.

В переводе на экономический язык можно сказать, что даже при общем «рыночном потеплении» мы не знаем, возобновится ли спрос на традиционные российские товары, выдержит ли кризис наша банковская система, станут ли возвращаться сбежавшие капиталы, или они предпочтут страны с лучшим инвестиционным климатом.

И все же солнечный лучик проглянул сквозь тучи. Появилась надежда.

   

Анонс:

Вышло второе (дополненное) издание книги Дмитрия Травина «Путинская Россия: от рассвета до отката». Приобрести ее можно в Доме книги, а также в редакции газеты «Дело» (Очаковская улица, 7, справки по телефону 274-51-24).

share
print