Истории

Зона свободы Башлачева

Александр Башлачев покончил с собой 17 февраля 1988 года. В памятную дату в Петербурге пройдут несколько мероприятий, включая выставку неизвестных рукописей поэта и музыканта, открывшуюся во вторник. Стихи и письма — это и кусочек эпохи, и отражение становления поэта.

«Он понял и прочувствовал в своем творчестве этот сумасшедший и неповторимый город — Петербург. Он никогда не был и не будет суперпопулярной фигурой — этого и не нужно, для этого есть другие персонажи в нашем культурном пространстве. Но он всегда будет занимать свое особенное место, которое осмыслить для себя можно только со временем. То, что с ним произошло, это печальный знак, но хорошо, что мы об этом не забываем», - сказал на открытии выставки поэт, сооснователь группы «Аквариум» Анатолий Гуницкий.

напитки

Выставка в «Открытых мастерских» получилась камерной: несколько десятков коллажей из писем и фотографий Башлачева, газетные вырезки, рисунки, стихотворные пародии. Посреди зала — стол с вином и сушками, напоминающий почему-то о поминках, ваза с засохшей травой. Среди посетителей преобладают те, кто знал музыканта лично или во всяком случае имел отношение к рок-тусовке. Шепотом пересказываются легенды о жизни Башлачева — те же самые, что можно прочитать, разглядывая коллажи. Спорят о том, кто лучший поэт, Башлачев или Летов. Само наследие Башлачева такое же «камерное» - несколько десятков песен за несколько лет, редкие фото и видеоматериалы. Тем ценнее свидетельства не просто биографии музыканта и поэта, но и эпохи, в которой он жил.

стих-1

В 1983-1984 годах Башлачев, окончивший Уральский университет, работает журналистом в череповецкой газете «Коммунист», пока в конце концов не уезжает в Ленинград искать славы. Работа в «Коммунисте» в письмах Башлачева освещается с тревожным юмором. Неизвестно, как сложилась бы судьба поэта, которому советское общество предписывало освещать жизнь комсомола в провинциальном городе, если бы времена не изменились. При этом уже в 1983-м Башлачев пророчески замечает, что над рок-музыкой «собираются тучи», и скоро музыканты пойдут играть по кабакам.

«1983-85 - это период, когда Башлачев был более-менее встроен в советское общество. При этом свобода была в общении с ближним кругом. Останься Башлачев в Свердловске, они с товарищами продолжили бы пить сухое вино и рисовать карикатуры, петь не для записи, не было бы материала этой выставки. Зона свободы не была бы документально отрефлексирована, и создалось бы противоречие в строчках биографии: в таком-то году начал работать в газете «Коммунист», в таком-то перебрался в Ленинград петь», - говорит куратор выставки, поэт Дарья Суховей.

стихи-2

Сегодня, когда общество снова, возможно, находится на сломе эпох, жизнь Башлачева воспринимается как история человека, пожелавшего быть свободным во что бы то ни стало. Начавшись с иронии и «стёба» над действительностью - это путь серьезного художника и окончился он трагически.

«Те, кто пережил советский опыт, могут узнать определенные реалии той жизни. Люди помоложе увидят просто памятник устройству мира, в котором существенное не отделено от фонового. Выставка отчасти об общечеловеческих вещах, о поиске и невозможности или, наоборот, возможности что-то сделать», - отмечает Суховей.

стихи-3

Выставка в «Открытых мастерских» продлится до 27 февраля. В ближайшие дни также пройдет ряд связанных мероприятий: встреча с биографом Башлачева Львом Наумовым 19 февраля, концерт памяти Башлачева и Летова в «Мани-хани» в тот же день и акустический концерт-посвящение Башлачеву 20 февраля.

share
print