Истории

Явлинский — ум, честь и совесть

Закончилась вторая часть съезда партии «Яблоко». В субботу, 27 февраля, решались внутренние вопросы проведения предвыборной кампании. В воскресение кандидат в президенты - Григорий Явлинский решительно отмежевался от Михаила Ходорковского и «ПарНаса», дав сигнал Кремлю — «я свой, я хочу».

Ария Слабуновой

Воскресный день 28 февраля 2016 года для яблочников начался с выступления председателя партии Эмилии Слабуновой. Ее речь блистала эпитетами и красивыми метафорами. «С этой властью никаких реформ ждать не приходится», «все реформы основаны на попытках самосохранения власти», нынешняя политика ведет к «отравлению национального сознания», что приводит общество «к деградации».

Она четко пояснила, что у России есть три варианта развития. В случае переизбрания Путина на очередной срок в 2018 году – это «сохранение авторитарно-олигархического режима». Второй путь может привести «к террору», «социальным потрясениям и крови». Наконец, третий путь: «Избрание альтернативного политика, обладающего безупречной репутацией».

«Это будет президент, который пойдет по европейскому пути, а не по топкому и зыбкому «особому пути», который заинтересован «в обретение друзей, а не порождение врагов». Будущий президент, по ее словам, должен понимать, что «что путь нашей страны лежит к процветанию». В стране, по мнению Слабуновой должен править такой президент, который «в рефрижераторе с замерзающей экономикой сумеет включить климат контроль и будет развивать экономику и бизнес».

Здесь она упрекнула коллег по предвыборной кампании в Госдуму. Не называя имен, Слабунова посетовала на бездеятельность «партии по поддержке бизнеса». Главный упрек: «Четверть миллиона предпринимателей сидят за решеткой, а те, кто работают, находятся в роли заложников режима». Это воспоминание о предпринимателе Василии Попове, вынужденном скрываться в Финляндии.

На съезде делегаты выслушали точку зрения представителей несистемной оппозиции. Владимир Рыжков выступал смело, без обиняков. «Режим Путина ведет к открытой диктатуре»; «Мы дожили до трех военных авантюр (Грузия, Украина, Сирия – МР7), дожили до массовых репрессий, травли инакомыслящих и мракобесия»; «или мы окончательно рухнем в диктатуру мракобесия и жестокости, либо у страны все-таки есть будущее».

Тут же он вспомнил субботний марш памяти Бориса Немцова, когда политик пообщался с гражданами. Главный вопрос участников манифестации, со слов Рыжкова был следующим: «Ну вы, хотя бы в этом году объединитесь в единую команду? Сделайте хоть что-нибудь».

В связи с этим он доволен выбором «Яблока» в качестве единого кандидата от демократической оппозиции: «Если таким кандидатом будет Явлинский, то я поддерживаю его кандидатуру – он доказал своей политической деятельностью и жизнью право возглавить оппозицию».

Депутат ГД Дмитрий Гудков также поделился своими впечатлениями от субботнего шествия и встреч с потенциальными избирателями, которые спрашивали о возможном объединении. Итог: «От партии «Яблоко» во многом зависит будущее страны», - пояснил Дмитрий Гудков. Он считает, что именно объединившись под флагами партии можно «остановить войну внутри и за пределами России, начиная с создания фракции в Госдуме». Он уверен, что осенние результаты «Яблока» порадуют оппозицию и «это будет не 5%, а многим больше».

Что касается единого кандидата в президенты, то парламентарий был аккуратней: «Политика – это искусство компромисса, я готов поддержать все разумные предложения».

Осанна Явлинскому

Сергей Митрохин дал задание на будущее: «Надо показать что мы умеем решать проблемы, в том числе путем выбора первого лица, и сегодня первый шаг, чтобы избежать пропасти в которую катится наша страна». Анастасия Кравчук (Карелия) продолжает: «Явлинский – тот, кто может решать проблемы каждого человека. Он сильный харизматичный лидер, патриот России»

Депутат ЗС СПб Борис Вишневский: «Многие задают вопрос об альтернативе кто же если не Путин? Я знаю ответ на этот вопрос, и он сидит за столом нашего президиума», - продолжил политик.

Вишневский замечает, что «Мы упустили шанс в 1996, когда все силы Кремля были направлены на опорочение Явлинского. Упустили шанс в 2000-м. Нам нельзя упустить третий шанс – он может оказаться последним для нашей страны». Вот уж правда последний шанс -в 2018 году Григорию Явлинскому стукнет 66 лет.

Отмечая высокие моральные качества кандидата, депутат продолжил: «Явлинский всегда говорил правду. Только честность может быть лучшей политикой. Я знаю, давно бытует мнение, что честность противопоставляется неумению жить, принципиальность – недоговороспособности. Но я уверен, что как и четверть века назад, именно честность, именно ум и совесть станут главными качествами политики». Сразу вспоминается старый добрый лозунг про партию, которая «ум, честь и совесть».

Съезд все больше напоминал коммунистическое сборище времен эпохи застоя — все как один «яблочники» горячо и единодушно поддержали товарища Явлинского. День уже начинал казаться томным. Проявилась даже некая аналогия с президентом. Так же как на высшем уровне без Путина никак, так на съезде «Яблока» «Если не Явлинский, то кто?».

Отрезвляющий Ковалёв

Диссидент Сергей Ковалёв уверен, что «выдвижение Явлинского – естественное решение партии», но он все же внес свою «ложку дёгтя» в яблочный «партхозактив» за непринятие других точек зрения и отказ от сотрудничества с Ходорковским.

«Руководством «Яблока» было принято чудовищное решение, когда каждый, кто идет по списку «Яблока» в 2016-м году, обязуется проголосовать за Явлинского в 2018-м. Это непристойно», - считает Ковалёв.

«В узком, но очень высоконравственном, весьма достойном круге постоянного электората, рейтинг «Яблока» и Явлинского катастрофически падает», - сетует он, говоря о том, что надо больше опираться на интеллектуальную элиту. «Если же среди них популярность партии будет расти, то это скоро отразится на предпочтениях других людей».

Другая обида Сергея Адамовича – т.н «Обращение 24-х», касаемое объединения демократов. «Кого мы отбираем для подписания обращения? Почему мы выбраковали Шендеровича и Ходорковского? Мне отвечали, что, мол, они критиковали Яблоко, но что плохого в критике? Очень печальная вещь внутри партии».

«Ходорковский как и я тоже сидел, но залоговые аукционы организовывал не он а российское правительство. То, что он покупает кандидатов – для этого нет оснований. А яблочные спонсоры что тоже покупают голоса? Никто же не говорит что они это делают», - продолжает разговор о Михаиле Борисовиче и претензиях к нему Ковалев.

«До его посадки он тоже финансировал «Яблоко». Никто про залоги и про создание олигархической системы тогда не говорил. Говорилось лишь о том, что он финансировал и другие партии – единственная претензия. Зачем менять позицию по столь принципиальным вопросам. Эти недостатки партии «Яблоко» кажутся мне грозными».

Затем он перешел к целям партии: «Сейчас едва-едва намечается новый бунт интеллектуалов который дает некоторые надежды. В стране не только чудовищная ситуация – это нарастающая угроза. С середины 20 века упрямо возникает новый субъект права – человечество, и на нас лежит большая ответственность. Почему я упрекаю партию. По демократической процедуре невозможно ставить условия голосовать за такого-то. Это надо избегать и искоренять».

Осторожно из Петербурга

Лидер петербургского отделения «Яблока» Михаил Амосов понимает сложности, которые могут возникнуть из-за критики нынешнего президента: «Предложение – рискованное. Мы провели соцопросы, посоветовались с политологами и вы понимаете, какие результаты мы получили: не надо трогать «священную корову», Путина. Ругайте Медведева, ругайте правительство и думу, говорят они, но мы огонь вызываем на себя».

«Если система выстроена на одного человека, то менять систему невозможно без смены президента», - продолжает он, хотя и понимает, что перемены не приходят быстро. «В темной комнате люди говорят, мол, сделайте нам светло, включите рубильник. Такого в политике не бывает».

Речь триумфатора

«Это лишь начало широкой демократической кампании о выдвижении кандидатов от всех не авторитарных, не евразийских партий и движений. Выборы могут пройти и не через два года, а раньше, но даже если через два, то если начинать кампанию за два-три месяца мы опять останемся как в 11-12-м гг. без кандидата», - так Григорий Явлинский обосновал необходимость своего срочного выдвижения в президенты.

К слову аббревиатура «ПарНас» в ходе работы съезда не прозвучало ни разу. Более того, в кулуарах Явлинский ответил на вопрос журналистов, как он видит объединение с «ПарНасом». Ответ был лаконичен: «Никак».

Отойдя от формата съезда, Явлинский ответил на ряд вопросов, который задал Ковалев. «Ходорковского мы поддерживали в тюрьме, пересылали книги, я был на суде. Сейчас он в Лондоне и у нас разные политические программы, разные взгляды по многим вопросам. Я скажу то, чего ни разу еще не говорил: полтора месяца назад мы через посредников договаривались с Ходорковским не финансировать «Яблоко». Пожалуйста, не надо, у нас разные взгляды. Благотворительного финансирования не бывает, только политическое». Это явно должны услышать кураторы в управлении внутренней политики Администрации президента.

«Когда почему-то в Москве сказали, что 20 человек просят финансирование от Ходорковского, мы выпустили релиз по данному вопросу, заявив, что этого невозможно», - недоуменно продолжал политик.

Он поведал, что в 2003-м году партия действительно финансировалась, причем «по указанию Путина. Также Ходорковским финансировалась и КПРФ». Ну а дальше как по написанному: «У нас есть опыт и не очень приятный. Факты можно проверить. Это был неприятный опыт: денежные потоки шли непонятно как, это делалось через голову, за спиной. Оставьте нас в покое с этим».

Фраза «разные взгляды» в отношении Ходорковского звучала из уст Явлинского так часто, что выглядела как мантра. Достаточно было одного – двух раз, но когда таких повторений очень много, то сразу возникла аналогия с вышеупомянутым 2003-м годом. «Разные политические взгляды» - читай здесь: Путин запретил.

«Россия никогда не имела такого богатства. Но куда мы его потратили? Мы провели престижные мероприятия, построили многочисленные сооружения, которые теперь непонятно как использовать, огромные деньги потрачены на покупку т.н. геополитических союзников, небывалые военные программы. Большая часть свободных ресурсов идет на вооружение и демонстрацию своей «мощи» – это ж показуха! Но это не меняет ситуацию – нет экономики. Это как строить мосты без дорог, как электрички без путей, трубопроводы туда, где они никому не нужны», - критиковал власть Явлинский.

Ну и в конце речи программное заявление:

- На вопрос как это получилось, люди отвечают по-разному: Виноваты внешние враги, мол, да мы никогда не жили так плохо как при Обаме; русский рок, мол так всегда было; не за того голосовали.

«На самом деле мы оказались в этом потому, что до сих пор реформы создавались не для вас, а для чего угодно другого: мы строили социализм, капитализм, энергетическую сверхдержаву, поддержать и захватить Новороссию для того чтобы небожителей Кремля уважали. Для кого угодно, но не для вас. А мы хотим, чтобы для вас. Сейчас это становится абсолютно очевидно и необходимо. Неправда, что вы не хотите работать. Неправда. Вы хотите себя реализовать. И мы вместе с вами хотим сделать жизнь человеческой.

Человек выше любой идеологии. Главное – уважение человека. Осознать это и убедить в этом страну сродни реформе крепостного права. Сейчас это можно быстрее. И главный наш союзник – народ. Когда сбудется? Ответ: Сейчас. Как сказал на одном из заседаний Съезда народных депутатов Андрей Сахаров, и я могу это сказать тоже: «Я не могу сделать это сразу… Но создать политические гарантии – это я должен сделать».

На этом съезд «Яблока» фактически завершил свою работу. Оставалось только зафиксировать предварительное решение. В итоге «За» выдвижение Григория Явлинского проголосовали 135 делегатов, 1 – «Против». «Яблоко» в очередной раз заявило — мы системные и хотим в парламент.

share
print