Истории

Водная чехарда Петербурга

Почему в Смольном не знают, где проходят границы водных объектов, и как этим пользуются строители — в проблеме разбирался корреспондент «МР».


В Смольном не знают, где проходит береговая линия Невы или Финского залива. Это следует из ответа главы комитета имущественных отношений Юлии Лудиновой на запрос депутата ЗакСа Максима Резника: «На территории Петербурга отсутствуют водные объекты, границы которых установлены в соответствии с действующим законодательством». И это проблема не только нашего города. Лишь летом 2015 года в Водном кодексе прописали, как определять границы водных объектов. Но подзаконных актов (положений, инструкций и пр.) до сих пор нет, как и порядка с границами вода/суша. А в Петербурге складывается ощущение, что нет и стремления чиновников этот порядок навести.

ФАНТОМНЫЕ РУБЕЖИ

В Петербурге недавно принят Генплан, теперь рассматривается проект Правил землепользования и застройки, обсуждают проекты межевания и планировки территорий. В этих документах границы рек, озер и залива как-то нарисованы. Но часто эти контуры не имеют ничего общего с реальной географией. По фантомным границам утверждаются нормативные документы, определяющие с точностью до мет¬ра береговые полосы, водо¬охранные зоны и прибрежные защитные полосы — юридически значимые вещи, которыми руководствуются и чиновники, и застройщики, и прокуратура. Так появляются проекты планировки территории, где какой-нибудь ручей или пруд могут вообще исчезнуть, дорога будет прочерчена по акватории, а вилла, фактически стоящая на берегу, не будет нарушать никаких законов — берег нарисован метров на пятьдесят дальше, чем в реальности. Масса подобных примеров известна петербургским экологам и градозащитникам.

РАСТУЩИЙ РОЖОК

Полуостров на Неве в створе Таллинской улицы на бумаге вырос с 6 до 9 тыс. м2. По мнению градозащитников, это сделано в интересах застройщика. 27-мет¬ровое здание прямо в русле Невы закроет охраняемые законом панорамы Александро-Невской лавры.
Татьяна Красавина, градозащитник: «Реальная площадь полуострова Рожок сейчас — 0,71 га. При этом в Генплане указано 0,62 га, в ПЗЗ — 0,75 га, а в утвержденном комитетом по земельным ресурсам проекте планировки — 0,97 га. Причем ни в одном из этих документов граница водного объекта ничем не обоснована. В результате создается “мутная вода”, в которой можно беспрепятственно и с большой выгодой реализовывать коммерческие интересы частных лиц. И чем дольше не будут описаны границы водных объектов — тем опаснее может быть результат».

КРУГИ ПО БОЛОТУ

Кондакопшинское болото — сведений о нем вообще нет в Государственном водном реестре. На этом основании чиновники не хотят регистрировать выявленные Государственным гидрологическим институтом береговые линии. Намечено к застройке. Аналогичная ситуация с Канавным болотом в Сестрорецке — его планируют засыпать, чтобы сделать поле для гольфа.
Павел Солодов, общественная организация «Гражданин Пушкин»: «Мы направили результа¬ты экспертизы в Росреестр, ¬Росгидромет, Невско-Ладожское бассейновое вод¬ное управление, в комитет по охране окружающей среды — все переводят стрелки друг на друга! Мы оказались в замкнутом круге и сейчас жалуемся в прокуратуру на бездействие госорганов, которые никак не реагируют на то, что часть водного фонда РФ оказалась в частной собственности и планируется под застройку в рамках реализации проекта “Город-спутник Южный”».

ПРИДОРОЖНАЯ НЕВА

Малая Невка напротив Лопухинского сада в Генплане и в ПЗЗ сужена на четверть ширины русла: планируется автомагистраль. Ширина Екатерингофки уменьшена на треть, Малый Резвый остров сливается с Гутуевским. Левый берег Невы сужен от Железнодорожного пр. до Обводного канала. Фактичес¬ки планировщики могут рисовать транспортные магистрали, вообше не обращая внимания на водные объекты: их можно «подрихтовать» на картах.
Александр Карпов, Центр экспертиз «ЭКОМ»: «Между такими смелыми планами дорожного строительства и отсутствием официальной береговой линии есть прямая связь. Если все делать по закону, то каждый “заскок” на акваторию должен проходить через процедуру формирования искусственного земельного участка. С экологической экспертизой, общественными слушаниями и, если дело касается Петербурга, — согласованием правительства и ЗакСа. Что автоматически выводит проблему в общественное пространство с оценкой плюсов и минусов таких проектов: что мы потеряем и приобретем в случае реализации каждого из них?».

НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ИСТОК

Шушарский ручей официально начинается в нескольких километрах от своего реального истока. “Неофициальная” часть полноводна, но охране не подлежит. В ближайшее время она будет засыпана и убрана в трубы.
Павел Швец, помощник депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой: «Шушарский ручей не находится под охраной — это ведет к тому, что он может исчезнуть. Его засыпят, в результате ниже по течению перестанет поступать вода и ручей обмелеет. При этом верхней части ручья, напротив, грозит заболачивание
 

share
print