Истории

Терапия антипрививочников

Родители-антипрививочники впервые встретились с медиками, представителями Роспотребнадзора и органов образования в присутствии прессы, но диалога не получилось, люди без медицинского образования стоят на своем. Медики готовы вести диалог дальше и заниматься психотерапией одержимых.

Встреча была инициирована Уполномоченным по правам ребенка Светланой Агапитовой. К ней поступают заявления от родителей не терпящих прививок. Они жалуются на то, что детей без пробы Манту и справки от фтизиатра не пускают в школу и детсад, тем самым, чиновники нарушают права детей на образование.

Агапитова напомнила, что сначала родители говорили – они не хотят идти со здоровым ребенком в тубдиспансер за справкой и подвергать его риску, но даже когда им были выделены для этого так называемые «здоровые часы» или возможность посетить фтизиатра в детской поликлинике, родители остались при своем мнении и не желают получать справки.

Сегодня «антипрививочникам» дали слово. Мама-активистка Наталья Муринская убеждена, что прививая детей, врачи «берут здорового ребенка и делают его немножко больным», что педиатры не следят за состоянием детей после прививок, а правдивой статистики осложнений и смертности нет.

Муринская убеждена: «На улучшение общего состояния жизни и здоровья людей в большей степени повлияли водопровод и канализация, нежели вакцинация». И еще она уверена: « С первых часов жизни детей вакцинируют и заставляют все силы иммунной системы ребенка тратить на борьбу с возможной болезнью, которой и не будет никогда». Мама уверена, что за последние 50 лет в России ничего не поменялось с календарем прививок.

Еще выступил молодой человек – отец четырех детей. Он пришел на встречу с женой и младенцем в коляске. Молодой человек указал на супругу – у нее костыль, в детстве перенесла прививку БЦЖ, которая дала тяжелейшее осложнение – костный туберкулез, молодая женщина - пожизненный инвалид, что при этом не помешало ей родить одного за другим четырех здоровых детей. Которые, как подчеркнул глава семьи, не привиты ни от чего и прививать их родители не намерены.

«И таких в нашем садике немало, как минимум пять семей», - сказал мужчина.

Ирина Чхинджерия, начальник отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Петербургу тут же поинтересовалась – где же такой садик? «Так я вам и выдам явки и пароли», - парировал многодетный папа, но сказал, что садик в Красносельском районе. Чхинджерия записала, проверки грядут.

Госпожа Чхинджерия напомнила родителям, что за 50 лет многое было пересмотрено в календаре прививок, что иммунология – это наука, и ни один федеральный закон, касающийся прививок, без экспертного мнения ученых не принимается. Что вакцинация – это самое лучшее средство от болезней. Пригасила антипрививочников в Роспотребнадзор для диалога, чтобы снять все вопросы.

Напомнила, как в 2010 году в Петербург был завезен штамм полиомиелита, но благодаря тому, что город уже многие годы – территория, свободная от полиомиелита, это трагических последствий не имело. И напомнила о том, что в 50-60 годы минувшего века все санатории юга СССР были забиты детьми и подростками на костылях – жертвами необратимой жестокой болезни – полиомиелита. Напомнила о погибавших в девяностые годы в Петербурге взрослых людей и детей  от дифтерии.

Сказала, что и Европа сейчас активно прививается – в связи с наплывом беженцев и мигрантов корь, дифтерия, полиомиелит снова смогут стать угрозой. Чхинджерия согласна, что обоснован переход на инактивированную вакцину от полиомиелита, но пока на Земле полиомиелит еще встречается как болезнь, рано говорить об изъятии трехвалентной вакцины (живой вакцины), которая дает стойкий пожизненный иммунитет.

Что же касается роли водопровода и канализации, то, как напомнила специалист, дифтерия, коклюш, корь, паротит, краснуха, туберкулез передаются через воздушную среду. И канализация тут не спасет. Врач поделилась личным опытом – на ее глазах в США от 12 инфекций сразу был привит ее собственный внук. Да, к вечеру у малыша поднялась температура до 38 – организм дал реакцию. Это нормально.

«Педиатр после прививки обязан наблюдать ребенка, фиксировать реакцию в медицинской карте, если этого не делается – то врач подпадает под административную ответственность, - напомнила она. - Все случаи сильной реакции передаются в Роспотребнадзор, если два и более сообщений – то мы немедленно приостанавливаем применение той или иной вакцины».

«Мы живем в вакцинозависимом обществе, инфекция не прощает халатного к себе отношения будь то корь, полиомиелит, дифтерия, туберкулез, - говорил Олег Парков, который много лет возглавлял отдел эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Петербургу, а ныне работает в Боткинской больнице. - Никто не будет сокращать прививки, сейчас речь идет об увеличении количества прививок, например, от менингококковой инфекции, от которой не поможет никакая канализация, а 10% детей первых лет жизни умирают именно от этой инфекции». Парков напомнил, что в минувшую эпидемию гриппа умерли только не привитые, напомнил и о том, что теперь делают прививки и беременным во втором-третьем триместре. В этом году от гриппа не умерла ни одна беременная, в 2009 году были жертвы.

Фтизиатры, пришедшие на встречу, говорили о том, что по туберкулезу Россия до сих пор остается одной из самых неблагополучных стран – заболеваемость 57 на сто тысяч населения, а благополучной считается страна, где заболеваемость ниже 40 на сто тысяч. Правда, Петербург в этом смысле продвинут – у нас заболеваемость ниже общероссийской, и вакцинация поэтому идет щадящей вакциной БЦЖ-м, которая дает ничтожные случаи осложнений. И таких осложнений, которые сделали в раннем детстве молодую маму инвалидом, в городе уже не было больше 10 лет. Сейчас осложнения составляют 0,002% случаев.

Именно БЦЖ защищает детей от тяжелых форм туберкулеза с летальным исходом, а в 2015 году в России от туберкулезного менингита  умерло 15 детей – все они были не привиты.

Но убедить антипрививочников врачам не удалось – все доводы были встречены скептическими улыбками. Мощному антипрививочному движению ряда «продвинутых» родителей, уверенных, что таким образом они спасают детей и вырастят их здоровыми, можно противопоставить только другое движение – врачей, других родителей. С такой же активностью в соцсетях, с постоянным приглашением к аргументированному диалогу.

Иначе через несколько лет дети и взрослые снова будут умирать от дифтерии, кори, снова появятся дети на костылях – жертвы полиомиелита, и книга «Я умею прыгать через лужи» вновь из практически литературного памятника станет актуальной.

Я вспоминаю девяностые годы. Мой сын лежит в институте детских инфекций в боксе, за стеклянной перегородкой в соседнем боксе – другой  маленький мальчик, без мамы, она к нему не приходит вообще. У малыша дифтерия. И он погибает на наших глазах. Так что лучше — заражать невежеством своих детей или прислушаться к голосу разума?

share
print