Культура

Другая Надя Рушева

4 мая 2016 12:31 Галина Артеменко
версия для печати
«Другая Надя Рушева» - выставку рисунков гениальной юной художницы, так и не успевшей стать взрослой, показывают в Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в галерее «Сарай».
Другая Надя Рушева

Полторы тысячи рисунков Нади  из ее огромного художественного наследия  - около 12 тысяч рисунков – хранятся в музее бывшей московской школы №470, а ныне Центра образования №1466, носящем имя Нади. В этой школе она когда-то училась.

Дочка художника из Москвы и первой тувинской балерины, Надя, которой при рождении дали имя Найдан, появилась на свет в Улан-Баторе, родители потом переехали в Москву. Рисовать Надю никто не учил, она рисовала с пяти лет. Причем сразу набело, впоследствии рассказывала, что рисунки проступают на бумаге, как водяные знаки, ей остается их только обвести. Талант Нади заметили – многочисленные выставки, фильмы о ней, уважительные, восхищенные благожелательные отзывы знаменитых интеллигентов – Дмитрия Лихачева, Ираклия Андроникова и других.

р-2

В  Ленинграде - Петербурге¸ который художница очень любила, память о Наде воплощена в самом центре города – на ступенях Дома Кино установлен в  2003 году Кентаврёнок, созданный по ее рисунку и  ставший символом кинофестиваля «Послание к человеку».

Надя умерла скоропостижно. Собиралась утром 6 марта 1969 года в школу, упала.  Скончалась в больнице от аневризмы головного мозга…

р-4

Выставка Нади в Петербурге называется «Другая Надя Рушева» потому что на ней представлены неизвестные широко работы художницы – ее Пушкиниана, иллюстрации к «Войне и миру» Толстого или к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В галерее «Сарай» - рисунки из цикла «Современность». Надя – дитя шестидесятых. Вот стиляги, а вот девушки в модных платьицах, дети во дворе. Шестидесятые – время оттепели и надежд, время свежего ветра в форточку, короткое время призрачной свободы.

В те времена книги или самиздат давали читать «на ночь», ну, в крайнем случае – на две ночи, потому что очередь из страждущих была велика. Отцу Нади на две ночи дали почитать «Мастера и Маргариту». Он прочел, ему не очень понравилось, Наде решил не давать. Но она получила журнальный вариант знаменитого романа от своего артековского вожатого. Прочитала. И стала рисовать. О рисунках Нади узнала вдова Булгакова Елена Сергеевна, захотела увидеться с художницей. Встреча была назначена на 8 марта 1969 года, а 6 марта Нади не стало. Елена Сергеевна увидела рисунки уже без Нади. И была потрясена тем, как Маргарита похожа на ее саму. Надя вдову Булгакова никогда не видела. А именно Елена Сергеевна стала прототипом для главной героини великого романа.

Наталия Усенко, руководитель музея Нади в московской школе, рассказала, что Надя любила рок-н-ролльную культуру, музыку Битлз: «В те времена даже в Москве можно было встретить похоронную процессию на улице, сопровождаемую оркестром, играющим «Похоронный марш». Однажды Надя увидела такое и сказала, что ни за что не хотела бы, чтобы на ее похоронах играл уличный оркестр, уж лучше музыка Битлз звучала бы, так и случилось – ее провожали под мелодии ливерпульской четверки».

Выставка «Другая Надя Рушева» открыта до 10 мая. Вход свободный.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 159

Все опросы…