Культура

Что помешало написать картину о восстановлении Эрмитажа после войны

6 мая 2016 18:38 Галина Артеменко
версия для печати
Впервые Эрмитаж выставил эскизы Владимира Стерлигова к так и не созданной картине «Восстановление Эрмитажа». Выставка «История ненаписанной картины» открылась в Фойе Эрмитажного театра.

Стерлигов – художник-нонконформист, один из ярчайших представителей русского авангарда, говоривший о себе: «Я родом из двадцатых, я ученик Малевича».

Картину о восстановлении Эрмитажных залов, пострадавших в годы войны, Стерлигов должен был написать к 30-летнему юбилею Октябрьской революции, с ним был заключен официальный договор Ленинградским отделением Союза Художников РСФСР. И вот осенью 1946 года художник, для которого Эрмитаж всегда был очень дорог, начинает работать здесь, в античных залах, где идет реставрация. Он создает наброски с натуры – мастера, маляры, залы в лесах, затянутые тканью статуи и бюсты. «Эти работы имеют не только художественную ценность, но и являются историческим документом, потому что кроме Стерлигова, никто не запечатлел этот процесс восстановления – фотосъемка не велась, - рассказывает куратор выставки Екатерина Селезнева, хранитель фондов Отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа. – Античные залы были закрыты для посещения, залы сильно пострадали во время войны, именно там хранилась значительная часть экспонатов, которые не были эвакуированы, во время артобстрелов они были повреждены». Художник создает около ста эскизов, два из которых написаны маслом – но не на холсте, а на мешковине.

Так Стерлигов работает до 1948 года, до той поры, когда над страной и городом вновь сгущаются тучи, новая волна репрессий накрывает тех, кто уже успел почувствовать себя победителями. В Ленинграде фабрикуется «Ленинградское дело», а о блокаде и о подвиге осажденного города предпочитают не говорить. Людей сажают снова…Стерлигов, уже однажды попавший под каток репрессий в 1934 году и оказавшийся по доносу в лагере под Карагандой, освобожденный с «минус шесть» - то есть с запретом жить в шести крупных городах СССР, успел повоевать, был контужен. Его даже вновь приняли в Союз художников, как «искупившего кровью». Но в темные времена, когда снова накатывает страх - лучше перестраховаться и руководство Ленинградского Союза художников в чрезвычайно вежливых и обтекаемых формулировках о «несоответствии договорной теме» расторгает договор со Стерлиговым о создании картины «Восстановление Эрмитажа». Также его вежливо в письменной форме попросили вернуть аванс – две тысячи рублей, сумму по тем временам очень значительную, что было для нуждавшегося художника огромной проблемой, он возвращал эти деньги много лет. Картина так и не была написана.

Большинство эскизов к картине, хранящихся ныне в Эрмитаже, были подарены музею женой племянника художника Ириной Стерлиговой в 2007 году, ранее в музее хранились только 11 работ художника. Помимо части рисунков из эрмитажного собрания, на выставке показаны работы из коллекции Ирины Стерлиговой – семь эскизов и набросков к ненаписанной картине, в том числе один из двух существующих эскизов маслом, а также автопортрет художника 1940-х годов. Второй эскиз маслом, также представленный на выставке, был весной 2016 года подарен Эрмитажу Амиром Кабири, президентом Фонда Эрмитажа в Израиле и Центра изобразительных искусств имени Абрахама.

13124893_945855915512929_6448709709678620726_n

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 152

Все опросы…