Истории

Ольга Комок: «Нам не пришлось стоять в очереди за фиделем и гиттерном»

Петербургский ансамбль средневековой музыки LaternaMagica 20 июня празднует прибавление в семействе — приобретение двух новых копиях средневековых инструментов: это предок скрипки Фидель и прото-гитара Гиттерн. Почему это событие достойно большого концерта в Капелле, руководитель ансамбля Laterna Magica Ольга Комок рассказала «МР».

«МР»: Пришлись ли ко двору новые инструменты?

Ольга Комок: Для любого профессионального музыканта появление нового хорошего инструмента — крупное событие в жизни. А для нас это событие втройне чудесное. Начать с того, что мастеров, которые делают копии средневековых инструментов высокого класса, во всем мире по пальцам можно пересчитать. Повезло, что французский мастер Уго Касалонга, к которому мы обратились, оказался сравнительно свободен, и нам не пришлось «стоять в очереди» за фиделем и гиттерном лет пять. Повезло с меценатом: это же совершеннейшее чудо по нынешним временам, когда тебе выдает крупную сумму «на хорошее дело» некий человек и даже отказывается назвать свое имя. Мы теперь не устаем благодарить анонимного дарителя. И третье: новые средневековые инструменты – это событие для всего Петербурга и, шире, России.

Во всей стране только один фидель и три гиттерна сравнимы с нашими по уровню, а в Петербурге это вообще первые инструменты такого качества.

гиттерн-крупно

Разница существенна?

Не буду вдаваться в технические детали, но звук — совсем другой, и он диктует исполнительскую манеру. Как-то на одной из первых репетиций с новым фиделем мы заиграли давно известную нам песню и просто обомлели: фидель и колесная лира связались в такой проникновенный «хор», что я тут же запела совсем по-другому. Концепция, как говорится, изменилась. И так со всем нашим репертуаром. А слушатель, надеюсь, ощутит главное — внутреннюю правдивость музыки, которую мы исполняем.

И хотя, по большому счету, никто не знает, как звучали песни в Испании XIII века, или что такое инструментальные итальянские istanpittas XIV столетия, музыкантам-практикам доступна радость алхимика.

В поисках исторической правды ты непременно додумываешь что-то сам, вносишь в музыку восьмивековой давности свою живую душу, и из свинца, бывает, получается золото.

_MG_7780

На одном из ваших концертов слушатели признались, что им не хватало басов и ритм-секции…

Да-да, а иные академические музыканты после концерта говорили нам: «Ну, вы и джазу даете!», — и тоже смотрели на нас с подозрением. С низкими частотами в средние века было не очень: почти все инструменты тогда были небольшими, на них басовые струны не натянешь. За низкие частоты отвечал, прежде всего, мужской вокал, которого, увы, не только в нашем ансамбле, во всей России почти нет — не поют у нас мужчины обширнейший европейский вокальный репертуар XII-XIV веков, что очень и очень жаль. То же с барабанами: в средние века ударные использовались вовсю, но мы не знаем наверняка, какие и в каких количествах. А в наше время техникой игры даже на тех ударных, что сохранились в традиционных культурах, почти никто не владеет. Но, по большому счету, вопрос не столько в отсутствии музыкантов и инструментов, а в современном слуховом опыте.

Человеку, привыкшему к формату рок-концерта, средневековый ансамбль может показаться слишком тихим и монотонным.

Поклонник Шопена самую душераздирающую любовную песню XIII века назовет недостаточно эмоциональной. Но в этом-то весь интерес и для музыканта, и для слушателя: выйти из зоны комфорта и прочувствовать «бремя страстей человеческих», которые бушевали восемь столетий назад.

капелла-латерна3

Прямо-таки страсти, страсти?

Еще какие! Иные кантиги мы даже пересказывать опасаемся, учитывая новейшие законы: там и перечисление способов самоубийства, и обличение духовенства, и насилие над детьми, там, бывает, черт-знает-что творится, пока Дева Мария не вмешается. Но в программе, которая станет нашим следующим альбомом, мы поем только о чудесах, которые случились с женщинами. И любовную лирику от женского лица — между прочим, тексты средневекового португальского поэта и музыканта Марина Кодашаничуть не хуже самых пронзительных современных стихов о любви. Переводы в программке к концерту 20 июня непременно будут.

А почему вы занялись именно средневековой музыкой, что вас в ней привлекает?

Хороший вопрос. Отвечать на него, все равно, что искать смысл жизни. У каждого из наших ансамблистов — свой музыкальный бэкграунд. Наш Андрес Измайлов — арфист оркестра Темирканова, солист и композитор. Александр Горбунов — профи в музыке барокко, в джазе и фолке. Екатерина Бонфельд — музыкальный педагог в монтессори-школе, приобщает к средневековой музыке двухлетних малышей. Как и почему мы все «спелись» — знают Бог и Тарас Драк, со-основатель ансамбля LaternaMagica, который нас всех и вовлек в средневековое музицирование сто лет назад. Что мы нашли в средних веках? Я лично — сплав жесткого самоограничения и исполнительской свободы, радость петь и играть не о себе, а про «жизнь, вселенную и вообще», цитируя одну смешную книжку. Но, конечно, это лишь общие слова. Вся правда — как и в музыке — всегда по ту сторону слов.

_MG_7784web

Ансамбль средневековой музыки LaternaMagica, программа «Прибавление в семействе: фидель и гиттерн», 20 июня, 19:00, Академическая капелла. Группа ВКонтакте: vk.com/laternamagicaspb
 

Фото: Андрей Федечко, Тамара Ларина.

share
print