Истории

Матери и дети

Мы бы хотели поговорить о женской жестокости в отношении своих детей и последствиях такого поведения. Ведь сейчас не мало историй, когда матери выкидывают, истязают своих детей, откровенно издеваются над ними. MR7 решил поговорить с психотерапевтом Леонидом Кадисом и выяснить, существует ли пресловутый «материнский инстинкт».

Леонид, скажите, пожалуйста, есть ли в психологии понятие «женская жестокость»?

Термин «жестокость» мне кажется не очень удачным ввиду того, что он имеет достаточно очевидную субъективную, оценочную составляющую. Более удачным является понятие «насилие». Под ним мы можем подразумевать любое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку. Одной из его разновидностей является женское насилие.

 

Как же материнский инстинкт, который подразумевает исключение насилия как такового по отношению к своему ребенку? Или его может и не быть у женщины?

Дело в том, что есть различные подходы к его пониманию. С одной стороны, это просто совокупность наших представлений о должном поведении матери. С другой стороны, современные исследования утверждают, что во время беременности вырабатывается гормон пролактин. Именно на этом этапе жизни женщины формируется определенное материнское заботящееся поведение, но это до сих пор составляет предмет исследований.

 

А как же все те жуткие истории, когда матери выкидывают детей на мороз, скамеечку в парке, в беби-боксы?

Есть статистика, которая говорит нам о том, что в год от материнского насилия в России погибает около 5000 детей. Речь идет о всех несовершеннолетних, не достигших 18 лет. Что касается статистики по новорожденным, то в среднем матерями убивается 100-200 детей.

Такое жестокое поведение, как и любое поведение человека, является многофакторным. Нельзя установить одну единственную причину. Существуют некоторые обобщенные модели поведения женщин. Например, так называемые «мстящие» женщины, которые в условиях конфликта с мужьями переадресовывают агрессивные побуждения с них на детей. Здесь ребенок может стать своеобразной разменной монетой в поведении взрослых. Помимо такой открытой манипуляции месть может быть и не вполне осознаваемой. Это касается в первую очередь категории нежелательных детей, детей, которые являются «лишними», представляют собой обузу для матери. В таких случаях отвержение может носить сугубо психологический характер, а может выражаться в брутальных физических агрессивных действиях, вплоть до причинения смерти. Изучены убийства новорожденных, совершаемые в особых эмоциональных состояниях, вызванных скандалом в семье.

Что делать, если заметили материнскую агрессию по отношению к ребенку?

Незамедлительно обращаться в надлежащие учреждения — полицию и органы опеки. По согласованию с ними ребенок может на некоторый срок переехать в соответствующий медико-реабилитационный центр, ведь каждый день пребывания в такой семье, где к ребенку применяют насилие, является опасным для него. Так или иначе, агрессия родителей в отношении детей не должно оставаться безнаказанной.

 

В интернете часто всплывают видеоролики, где подростки друг над другом жестоко издеваются. Это обусловлено материнским отношением к ребенку?

Как одним из факторов — да. В психологии используется термин «привязанность». Отсутствие привязанности ребенка к родителям вызвано, в первую очередь, их поведением. Дезорганизованная привязанность – это фактор риска криминальности и формирования психических расстройств. Существует так называемый безэмоциональный тип подростков, характеризующийся стойким игнорированием социальных норм, интересов и чувств других людей. Но невозможно относиться к другому человеку хорошо, если к тебе не относятся как к человеку. В свое время пережив тяжелое эмоциональное отвержение, такие подростки не сформировали механизмов привязанности к другим людям. Это достаточно стойкий тип поведения, который тяжело поддается коррекции уже во взрослом возрасте. В судебно-психологической практике с подобными взрослыми безэмоциональными людьми приходится сталкиваться достаточно часто. Все они описывают сходным образом истории отвержения со стороны родителей в детстве.

 

С помощью психологической консультации можно изменить агрессивное отношение женщины к своему ребенку?

Риск насилия со стороны женщины в отношении ребенка возрастает в силу наличия определенных психических заболеваний. Известны случаи «расширенных суицидов», когда мать на остроте депрессивного состояния убивает ребенка и кончает с собой. Возрастает риск агрессии у женщин, больных шизофренией, а также страдающих расстройствами личности.

Кроме того, не у всех матерей имеется мотивация к психотерапевтическим вмешательствам. Нередко это матери из низких социальных слоёв, которые не могут себе позволить такую дорогостоящую услугу как психотерапия. Среди них много алкоголизирующихся женщин. Они не хотят взаимодействовать с социальными службами. Здесь проблемой выступает формирование мотивации к терапии. Психокоррекционная работа показана, но зачастую необходимо вмешательство социальных служб, которые могут создать условия доступности психотерапии.

 

Расскажите случаи из практики, где материнское насилие повлияло на ребенка.

Когда расспрашиваешь подростков либо взрослых преступников о периоде их детства, они нередко говорят о том, что в семье не было теплоты, контакта с родителями. Враждебное отношение, унижения, побои они воспринимают как должное, не имея другого опыта.

 

Вспоминается случай 16-летнего серийного насильника, который совершал нападения на женщин в лифте. Он преследовал жертв до подъезда, заходил с ними в лифт и на верхних этажах совершал насильственные действия сексуального характера. Отца у мальчика не было, а мать была опустившейся алкоголизирующейся женщиной, которая родила ребенка от случайного мужчины. С момента рождения ребёнок ощущал свою ненужность. Мать унижала его, физически наказывала, заставляла стоять на коленях в течение долгого времени в углу. В его сексуальных нападениях был элемент бессознательной мести матери. Что любопытно, у него не было определенного образа женщины, идеальной модели жертвы, как это часто бывает в подобных случаях. Он выбирал любую женщину, с которой он мог справиться. Это было отмщение женщинам как таковым. Отвержение со стороны матери явилось одним из факторов криминального поведения подростка.

Могу вспомнить пример, несколько выпадающий из нашей темы, но являющийся довольно показательным. Он касается уже отцовского отношения. Речь идет об убийце, отбывавшем наказание в одной из исправительных колоний в Петербурге. Преступление он совершил при довольно странных обстоятельствах. Будучи в розыске за угон авто, находился на квартире малознакомого мужчины. В течение некоторого времени вместе с хозяином квартиры они употребляли наркотические вещества, спиртное. Он описывает необычные ощущение того вечера: «Пошел на кухню, меня начало клинить и я начал пересчитывать столовые приборы: 6 ложек, 7 вилок, 5 ножей... Так добрался до топора». Взяв топор, пошел в комнату, где начал наносить обухом удары по голове мужчины. Потерпевший проснулся, закричал. Убийца в злобе от услышанного крика развернул топор лезвием и зарубил хозяина квартиры. Он попал ко мне на психотерапию в тюрьме, не очень-то понимая, что с ним произошло. Он не испытывал к своему знакомому никаких отрицательных чувств, у них не было конфликта, то есть в конечном счете не было повода для столь тяжелого насилия. В течение длительного времени мы пытались выяснить что могло вызвать агрессивную реакцию. Из анамнеза я знал, что у моего пациента не было отца. Его воспитывала мать и ее сожители, которые регулярно менялись. О них он сохранил скудные воспоминания, об одном из них лишь сказал: «Единственное, что помню, что он был рыжим и бил меня кабелем...». В конце концов я его спросил: «Может вам кого-нибудь напомнил потерпевший?». Он заплакал, а потом сказал — «Отца». Но как же мужчина мог напомнить ему отца, если он его никогда не видел. Оказалось, в детстве он случайно встретил отца, узнав его по фотокарточке, но не решился подойти и заговорить. Это настолько глубоко зафиксировалось в его памяти, что он всю жизнь хранил свою враждебность к отцу, бессознательно обвиняя его в появлении отчимов, нещадно его мучивших. Вот так в состоянии смешанного алкогольного и наркотического опьянения он неожиданно для себя отомстил отцу в лице мужчины, похожего на него внешне.

share
print