Истории

Музею Достоевского тесно

Завтра в Петербурге  пройдет очередной «День Достоевского» - экскурсии по достоевским местам, спектакли, квесты, ряженые старушки с бутафорскими топорами в головах, огромные куклы, изображающие наших классиков, которые будут разгуливать по Кузнечному и Невскому, событий будет множество, о них MR7 уже сообщал.

К Дню Достоевского вышла и ежегодная традиционная одноименная газета, издаваемая при поддержке комитета по культуре Литературно-мемориальным музеем Достоевского. На первой полосе газеты сообщается о том, что к 200-летнему юбилею Достоевского музею построят новое здание.

Будет ли это очередным градозащитным скандалом или градозащитники, музейщики и архитекторы найдут взаимопонимание – пока неясно.

«Музею в этом году исполняется  45 лет.  Когда он открылся в 1971 году, это стало огромным событием для всех и не только в Ленинграде, тогда и представить себе было сложно, как расширится, разрастется деятельность музея, - говорит директор Музея Достоевского Наталья Ашимбаева. – Выставки, детские и театральные программы,  концерты, акции, такие как «Ночь Музеев» - музею просто тесно, учитывая, что и фонды разрослись, мы буквально по сантиметру выверяем пространство».

У музея один полноценный выставочный зал – 65 квадратных метров, того, что в современном музее называется «входной зоной» - нет, потому что гардероб в цокольном этаже вмещает в себя и кассу с «музейным магазинчиком», а вернее сказать «ларечком», туалеты находятся на втором этаже, в общем, с очки зрения современного музейного дела все давно пора менять.

В музее работает театр – на камерные спектакли не попасть, люди записываются заранее, зал маленький, но для небольшого театра вполне достаточно, правда, для актеров не  приспособлено практически ничего – ведь театр возник тогда, когда музей уже работал. В музее бывает, что в одном зале открывается выставка, в театральном зале идет спектакль, а в проходном зале перед ним – представляют книгу или проводят детскую программу. Музейные сотрудники  занимаются перетаскиванием стульев и столов с места на место – чтобы всех рассадить и уместить. Сейчас много говорят об универсальной среде, доступности объектов культуры для людей с ограниченными возможностями, удобной навигации – в музее Достоевского об этом могут лишь мечтать. У сотрудников музея нет нормальных офисных помещений. И музей делит свои площади с жильцами – на лестнице три квартиры по 130 квадратных метров каждая.

«Впереди 2021 год – двухсотлетие со дня рождения Достоевского, и новое здание стало бы изумительным подарком, новым импульсом к развитию музея, - продолжает Наталья Туймебаевна. – Мы встретились с архитектором Евгением Герасимовым два года назад, и он сам предложил нам обсудить идею строительства нового здания. Мне показалось это фантастическим и прекрасным, это сразу бы изменило жизнь музея, расширило наши возможности». Мастерская Евгения Герасимова разработала эскизный проект нового здания. Он нигде еще широко не обсуждался.

Понятно, что музей нуждается в новых площадях. Между тем уже сейчас, после того, как Смольный распространил релиз от имени пресс-службы вице-губернатора Владимира Кириллова о строительстве нового здания в Кузнечном переулке,  сразу же были даны комментарии градозащитного сообщества, в которых высказываются опасения, что аутентичный Кузнечный переулок потеряет лицо. В частности, Александр Кононов, сопредседатель Петербургского ВООПиИк на сайте «Хранители наследия» отмечает:  «Впервые в Петербурге мемориальный музей выступает с такой радикальной концепцией изменения мемориального места. И это вообще довольно странно, как в принципе странно представить, чтобы музеи-квартиры Пушкина, Некрасова или Блока вдруг захотели построить рядом что-то еще ультрасовременное. Концепция, на мой взгляд, показывает, что ее авторы в принципе не понимают, с чем работают, что возможно, а что невозможно в этом пространстве».

По мнению Кононова, «просто и логично было бы пойти по пути воссоздания доходного дома, который когда-то стоял на нынешнем «пустыре» рядом с домом Достоевского. Он был снесен в 70-е годы XX века и сегодня вполне возможно его воссоздать. Никто не требует воссоздавать внутреннюю планировку и проч., конечно же, внутри все может быть приспособлено под современные нужды музея. А вот воссоздание фасада было бы еще и реставрацией градостроительной ткани. Привнесло бы еще больше атмосферы XIX века в Кузнечный переулок».

В Мастерской Евгения Герасимова считают, что восстанавливать прежде стоявший тут доходный дом, даже его фасад – ни к чему, потому что его не приспособить под музейные нужды.

Напомним, в доме по Кузнечному переулку 5/2  Достоевский дважды снимал квартиру: в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Здесь писатель работал над  повестью «Двойник», здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы» и знаменитая Пушкинская речь.

share
print