Культура

Парадный коллаж Екатерины I вернули в Петергофский дворец

12 июля 2016 10:47 Галина Артеменко
версия для печати
Парадный портрет императрицы Екатерины Первой лежал на поролоновых подушках на наборном паркете Тронного зала Большого Петергофского дворца.
Парадный коллаж Екатерины I вернули в Петергофский дворец Фото: Галина Артеменко

Ему предстояло вернуться на место – на стену зала над входом, среди других портретов царствующих особ.

Портрет отсутствовал на стене год и три месяца.

Портрет подняли реставраторы, стоя на восьмиметровых строительных лесах, передавали его все выше, чтобы укрепить на историческое место, почти на десятиметровой высоте.

За год и три месяца – время реставрации картины к ней, написанной некогда немецким портретистом Генрихом Бухгольцем по заказу Екатерины Второй в 70-х годах XVIII столетия специально для Тронного зала Петергофского дворца – каждый рабочий день приходила реставратор музея-заповедника «Петергоф» Елена Львова.

Нужно было тщательно расчистить картину, сделать тоньше слой лака, удалить записи. Так раскрываются тайны старой живописи.

Портрет Бухгольца исключением не явился. Оказалось, что императрица в платье не золотой парчи, а серебряной, оказалось, что в ее черных волосах мелькают жемчужные нити украшений, которые с годами и реставрациями были просто замазаны. Оказалось, что на дальнем плане пейзаж: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами.

И еще реставратор Елена Львова обнаружила любопытную вещь – предприимчивый Бухгольц, который никогда в жизни Екатерину Первую не видал, потому что жил уже в несколько другие времена, взял небольшой погрудный портрет императрицы и приклеил на холст, а потом дописал картину в полный рост. Такой вот получился коллаж. Реставраторы уже знали, правда, что это было в порядке вещей для портретиста.

екатерина 2 галя

Фото: Галина Артеменко

В Царском Селе хранится выполненный Бухгольцем портрет дочери Екатерины Первой - Елизаветы Петровны, в который вшит камерный портрет кисти Каравака.
В случае с супругой Петра Великого Бухгольц нашел портрет, неизвестный автор которого повторил написанный Жаном-Марком Натье в 1717 году в Гааге по заказу самого Петра прижизненный и один из самых удачных портретов первой русской императрицы.

Петр сам любил этот портрет, который часто копировали – в живописи и гравюре.
«Я забыла сказать вам самое главное, - взволновалась Елена Львова, когда телевизионщики, уже записав ее комментарий, отошли с камерами и микрофонами. – Глаза Екатерины! Я подумала, что Бухгольц нашел портрет, писанный с гравюры, потому что на портрете у императрицы глаза голубые, а на самом деле Екатерина была черноглазой. Значит тот, кто исполнял поясной портрет, живописи Натье не видел, а видел гравюру-копию».

Елена Львова затруднилась сказать нам, и на какой военный лагерь указывает голубоглазая императрица. Можно только дофантазировать – а вдруг это напоминание о том, что Петр ценил в своей жене, бывшей некогда просто Мартой Скавронской или Веселевской – историки до сих пор спорят, не только умение любить, но и способность на отчаянный поступок, когда на седьмом месяце беременная Екатерина, даже еще не будучи официальной супругой императора, отправилась за ним в 1711 году в Молдавию и отдала все свои драгоценности туркам, чтобы помочь заключить тяжелый для России Прутский мир.

екатерина 3 галя

Фото: Галина Артеменко

Петр и Екатерина обвенчаются в Петербурге в 1712 году, в 1713 император учредит орден Святой Екатерины – специально для нее, именно за этот неудачный Прутский поход. И в 1723 году вспомнит об этом в своем манифесте о коронации Екатерины Первой: «Наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей нашей армии…».

Портреты Петра Первого, Екатерины Первой, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, созданные Бухгольцем для Тронного зала, покидали эти стены в 1844-м – чтобы отправиться в Императорский Эрмитаж для снятия копий, в 1870-м – для выставки русских портретов, организованной Обществом поощрения художников.

Портрет Екатерины Первой снимали со стены и в 1941-м, чтобы отправить в Ленинград, укрыв там от гибели. Потом она путешествовала в Павловск, где было создано центральное хранилище уцелевших экспонатов пригородных дворцов, вернулась в Петергоф в 1962-м, была отреставрирована знаменитым реставратором Леонидом Любимовым, тем самым, который писал, что «чистая классика росписи требует от реставраторов особого настроя ума и сердца, особого умения вживаться в далеко ушедшее время, его стиль, ритм, состояние духа».

Но Любимов не заметил, что портрет Екатерины, по сути, представляет собой коллаж.

Тайна Бухгольца оказалась раскрыта только спустя 54 года.

 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 176

Все опросы…