Истории

До свидания, Павел

Июльским утром, 20 числа, в вечность ушел большой человек и настоящий журналист — Павел Шеремет. На моей книжной полке от него осталась книга о Михаиле Саакашвили, номер мобильного телефона и воспоминания.

Эту книгу про Саакашвили и о его соратниках, сотворивших «грузинское чудо», он мне подарил до того, как книга вышла в продажу. По ошибке мне достался экземпляр набранный с ошибками. Книга отличная, но из-за дурацкого типографского набора содержала кучу опечаток. Я периодически звонил автору и подшучивал над этим. Шеремет — парень с чувством юмора — не сердился.

Книга эта о том, что в жизни нужно быть последовательным. Твердый западник, Шеремет все правильно написал. Грузинских реформаторов сгубила лень и авторитарные замашки. Сам Павел старался быть последовательным. Сначала ушел из главного выпуска новостей страны — программы «Время». Он рассказывал, как после этого руководство канала судорожно искало подходящую замену. Страна привыкла к образу Шеремета и начальство обратило внимание на продюсера Виталия Елисеева, внешне очень похожего на Павла, им его и заменили в кадре.

Потом в 2008 году он окончательно покинул Первый канал. Он говорил мне, что не хотел работать по новым правилам. Руководству канала не нужна была его документалистика. Намекали, что нужно побольше историй с так называемыми «звездами». «А что скажет звезда, что делает, чем испражняется», - это куда интереснее, чем документальные фильмы на серьезные темы.

Его фильмы «Дикая охота» и «Дикая охота - 2» про то, как президент Белоруссии избавлялся от политических противников. Он очень переживал за своего оператора Дмитрия Завадского, пропавшего без вести в Минске. Говорил, что это крест на всю жизнь.

Были еще фильмы - «Осетровая война», «Чеченский дневник», «1991 — Последний год империи», «Последняя высота генерала Лебедя», «Казнь Саддама. Война без победителя», «Егор Гайдар. Окаянные дни». Все это осталось после него, а потом такое творчество перестало быть востребованным среди теленачальников.

Шеремет говорил, что российские телевизионные начальники - самые большие лицемеры в стране. Они говорят, что работают «на потребу» аудитории, желающей потоков крови, сплетен и грязи. На это он вспоминал, с каким интересом в середине и в конце 90-х россияне следили за общественно-политическими программами и как хорошо смотрели документальные фильмы про интересных людей, а не про пустышек — селебрити. Этот интерес убили руководители государственных каналов, убравшие все хорошее и вытащившие все мерзости на поверхность.

В последние годы он работал на Украине, был на Майдане и страстно болел за европейский выбор Украины. На «Открытой библиотеке» летом 2014 года в Петербурге он признал, что украинские СМИ куда свободнее российских.

«Те, кто работает на российских госканалах — это пропагандисты, а не журналисты. Они поступают как мерзавцы, как негодяи. Поверив им, люди едут на Донбасс, воевать за «русский мир» и возвращаются в цинковом гробу», - сказал он тогда.

Говоря о журналистской ответственности, Шеремет напомнил о «деле бутербродов» - отравлении пронацистских чешских журналистов в 1941 году. Тогда назначенный германскими оккупантами премьером Богемии и Моравии чешский генерал Алоис Элиаш тайно возглавил сопротивление. Однажды он пригласил на прием семерых видных сотрудников СМИ, печатавших нацистскую пропаганду и выступавших за присоединение Чехии к Третьему рейху. Он угостил их бутербродами, в которые ранее собственноручно впрыснул возбудители тифа, туберкулеза и ботулотоксин. Один из пропагандистов скончался, остальные тяжело болели. Элиаш был расстрелян нацистами через год, когда было доказано его участие в убийстве рейхспротектора Рейнхардa Гейдрихa.

Весной 2015 года Шеремет был распорядителем на похоронах своего друга — Бориса Немцова.

Летним утром 20 июля 2016 года в Киеве от рук мерзавцев погиб сам Павел Шеремет — большой человек и настоящий журналист. 

share
print