«Штрихкодов» могло быть двое

8 мая 2007 15:23
версия для печати
Проект торгового комплекса на Народной улице, у съезда с Володарского моста, удалось реализовать только наполовину

Комплекс «Штрихкод» должен был состоять из двух одинаковых ярко-красных зданий, расположенных симметрично,  друг напротив друга, и образующий единый ансамбль с Володарским мостом.

Фото с сайта www.vitruviosons.com

Местные жители, узнав о проекте, воспротивились — на месте одного из будущих зданий находились стихийные торговые ряды. На Народной побывала Валентина Матвиенко, после чего в проект внесли изменения. Был построен только один объект на нечетной стороне Народной — прямоугольное пятиэтажное здание, обшитое панелями с прорезанными вертикальными окнами, имитирующими товарный штрих-код.

 

Фото Сергея Ермохина, «Мой Район»

Сергей Падалко, директор архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья»: «Торговля — штрих-код — концепция оформления фасада витала в воздухе».  Обидно, что комплекс не удалось завершить — симметрия, создаваемая парными зданиями,  на этом участке вполне оправдана».  

Павел Никонов, архитектор: «В отношении здания «Штрих-код» не испытываю никаких отрицательных эмоций. А положительные – напротив, испытываю.

Несколько раз видел его, проезжая мимо и приятно забавлялся остроумием этой шутки. Авторы ловко увернулись от задачи серьезно с наморщенными лбами пытаться «родить» настоящую серьезную архитектуру, с которой у подобных объектов в подобных местах, откровенно говоря, очень плохо, хуже некуда.

Большинство торговых центров, открывающихся сейчас по углам жилых микрорайонов и на всяких магистралях – это некое преображение коробок от обуви или контейнеров в павильоны раздутых размеров. Их эстетикой хозяева как бы говорят публике: «не в архитектуре дело, а в том, что внутри», то есть в товарах.

Такая откровенная утилитарность, как ни странно, вполне к лицу этим комплексам: ничего лишнего, ничего, что могло бы отвлечь внимание от товара и процесса его покупки. Но, даже, возьмись вдруг из ниоткуда такой хозяин, который зачем-то закажет архитектору нескучный домик для магазина, представить себе, чтобы тот сумел что-то сочинить в качестве альтернативы этому, довольно трудно.

Но вот же придумали! Действительно не скучно. И пропорции хороши, и прорисовано недурно, и цвет в точку. Хотя я слыхал и противоположные отзывы. И, если это сохранится без тиражирования, что ж, может долго стоять в виде своеобразного феномена.

По сути, это здание ничем не менее полноценно по своей архитектурной семантике и выразительности, чем любой общепризнанный шедевр модернизма, который приходит на ум. Но в нем использован язык не архитектуры, а современного торгово-промышленного дизайна.

А из этого вытекают печальные следствия. Подавляющее большинство таких произведений морально устаревают, еще не успев состариться физически. Как наивны и нелепы на наш нынешний взгляд аэродинамические контуры автомобильных новинок 50-60-х! И утюгов, и холодильников, и пылесосов.

Ту же нелепость и наивность мы видим и в еще недавно очередном новом слове архитектуры. То же осознаем и в нынешних архитектурных премьерах – дом еще строится, а уже ясно видно, что по дизайну он та же стиральная машина, кондиционер, накопитель мазута или что-то подобное.

Но в отличие от большинства подобных случаев, здесь я интуитивно чувствую и искренность, и остроумие, и какое-то смысловое содержание. И все же это шутка. Только шутка. Но к месту».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 261

Все опросы…