Культура

Персональный миф об источнике знаний

18 августа 2016 11:55 Галина Артеменко
версия для печати
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме до 4 сентября проходит первая из трех выставок Балтийской Биеннале искусства книги – 2016. Тема всей Биеннале в этом году – «Сотворение мифа», тема выставки в Музее Ахматовой – «Современный миф – персональный миф».  На выставке – графика, объекты и то, что называется «книга художника», когда автор создает не только текст, когда сама книга – от обложки до каждой буквы -  становится способом самовыражения.
Персональный миф об источнике знаний Фото: Галина Артеменко

Исследователь  явления  « artist’s book»  и сам известный создатель «книг художника»  (КХ) Михаил Карасик напоминает, что здесь в Фонтаннм Доме – на самом верхнем, пристроенном уже в послевоенное время этаже ахматовского флигеля, там, где ныне музейная бухгалтерия, в 1992 году открылся «Театр бумаг I». «Там показывались книжки Габриадзе, Горнона, Звездочетова, Крымова, Спивак, Стройло и др., затем были «Театр бумаг II» (1994) и «Театр бумаг III» (1997). Можно и дальше рассказывать историю российской КХ, ее атаки на музейные залы и собрания, но остановимся на случайном совпадении места и времени, которые так емко раскрываются в слове «бухгалтерия»: тогда же русская КХ стала проникать на западный артрынок, участвовать на художественных и специализированных салонах», - написал Карасик в 2011 году, когда в музее «Эрарта» проходила выставка  «Музей. Книга художника».

Куратор нынешней  выставки Инна Гринчель, рассказывая об экспозиции, вспоминает  философа Ролана Барта с его определением мифа, как коммуникативной системы, некоего сообщения,  говорит о том, что на выставке – просто звездный состав – Александр Траугот с его иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», Флоренские, Чежин, Азамат Чеслав, Николай Копейкин, Михаил Карасик и многие другие, что  нет ни одной случайной работы – каждая «свое сообщение, свой миф».

На выставке – «Петербургская азбука»  Александра Флоренского и сага Николая Копейкина об очень гадком утенке, который не в лебедя превратился, а в гопника, «Горящая книга» из автомобильных покрышек Владимира Козина,  ироничный проект самой Инны Гринчель «Детская литература. Кунсткамера» - о том, как изменились знакомые персонажи детских книг.

Есть совершенно уникальный экспонат, найденный артефакт  – коллективное творчество неких сотрудниц завода имени Калинина, что на Васильевском острове. Женщины, работавшие в отделе снабжения, вырезали маникюрными ножницами из журналов, буклетов и  открыток котят и красоток, мачо и денди, роскошные автомобили и предметы моды и наклеивали все это, расположив живописными группами, на огромное пространство фотообоев с идиллическим пейзажем. В некоторые картинки вклеивали лица сослуживцев. Весь этот «Найденный рай» размером два на три с половиной метра обнаружили петербургские фотографы Дмитрий Горячев и Григорий Кравченко. Завод больше не работает, территорию отдадут под застройку. «Найденный рай» спасен и Горячев с Кравченко собираются выпустить альбом, в котором воспроизведут фрагменты панно, расскажут об истории места, где некогда был завод и дополнят альбом текстами философов, психологов и искусствоведов.

Ныне книги становятся модным антуражем кафе, строительным материалом для инсталляций,  приобретают совершенно новые функции – например, в одесском кафе «Гоголь» напротив уже почти разрушившегося дома-памятника, где Гоголь некогда  жил, вам принесут счет, вложенный, как закладка, в потрепанные книги – «Миргород», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

« С книгой беда. Книге приходит конец. Ее жизнь – от Гутенберга до интернета – заканчивается. Невероятными усилиями мы пытаемся привить своим детям и внукам вкус к книге. Моя последняя уловка: дарю внуку- подростку редкие и дорогие антикварные книги, и он понимает, что книга – драгоценность», - сказала в недавнем интервью Людмила Улицкая.

«Если неискушенный зритель, вот просто так забредший в музей человек увидит нашу выставку, задержится здесь, скажет «прикольно» -  это замечательно, - говорит  в Фонтанном Доме Инна Гринчель.  – И без тети иронии, мы этой выставкой хотели сказать – «любите книгу – источник знаний и вечного наслаждения!».

Две другие выставки Балтийской Биеннале искусства книги пройдут в Музее «Русский Левша» (19 сентября-10 октября) и в Творческом союзе художников /IFA/ ( 11 октября–1 ноября).

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…