Культура

Впервые в Эрмитаже собрали стильное оружие со всей России

18 августа 2016 13:33 Ирина Парамонова
версия для печати
Более 130 произведений искусства — предметов авторского холодного оружия, выполненных современными мастерами из разных регионов России, современность и традиции русского оружейного искусства XVII-XIX вв. — впервые в стенах Эрмитажа.«МР» посмотрел выставку вместе с куратором, завсектором оружия отдела «Арсенал» Юрием Ефимовым.
Впервые в Эрмитаже собрали стильное оружие со всей России Фото: hermitagemuseum.org

«МР»: В чем особенность экспозиции, как она отбиралась, компоновалась?

_Юрий Ефимов

Юрий Ефимов: Эта выставка очень необычная для Эрмитажа. Вообще экспозиции нового традиционного искусства достаточно редки у нас. Разве что несколько лет назад была выставка произведений искусства из стекла. Выставка очень неожиданная. Мы сами не подозревали, что будет выставка на таком уровне. А сформирована она из работ мастеров оружейников, в основном, европейского региона России. Мы не брали Златоуст, это будет отдельный проект. Здесь представлены мастера из Москвы, Петербурга, Тулы, Брянска и других городов.

Как проходил отбор?

Был очень тщательный отбор. Далеко не все работы попали в экспозицию. Примерно половину отсеяли. Мы оценивали образцы как специалисты по оружию, и искусствоведы наши смотрели.

_оружие2

В экспозиции рядом представлены и образцы старинного, и современного оружия. Чтобы подчеркнуть разницу и преемственность?

Да, чтобы показать связь. Это оригиналы и современные копии. Раз в два года мастера-оружейники проходят стажировку у нас. Они смотрят, изучают предметы старинного вооружения, технологии производства, стилистику убранства, приемы работы с материалами мастеров прошлого. Начинали с того, что стали копировать златоустовские ружья, а потом уже стали делать свои вещи, творчески перерабатывая накопленный «багаж». Вот витрина. Смотришь, Златоуст, начало 19 века, а рядом современное оружие.

В советские годы традиции художественной отделки оружия были, фактически, утрачены. Были только отдельные мастера, которые этим занимались. Россия не бедна талантами. Но как массовое явление — это снова развивается только сейчас: мастерские, творческие объединения.

_оружие1

Откуда, по-вашему, такой интерес к оружию? Почему именно сейчас? Почему не серебряные кувшины для кофе инкрустировать, а клинки и приклады?

Коллекционеры есть разные. Кому-то часы интересны, кому-то живопись, кому-то оружие. Хорошее ружье или красивая шпага всегда были признаком социального статуса, материального положения. Как сейчас хорошая машина. Если охотник имел такое ружье, это равносильно тому, что сейчас иметь супер-автомобиль. Это вопрос престижа.

_оружие

Есть ли тенденции в современной отделке ружей: растительный орнамент, звериный стиль, авангард?

Все используют. Многие образы сохраняются с античных времен: природа, жизнь человека, герои, красивые женщины — все, что вдохновляло людей тысячу лет назад, вдохновляет и современных мастеров. И если мы пройдем по нашей выставке, то мы это и увидим. Горное озеро, например, совершенно роскошная работа. Или батальные сцены, как, например, Полтавская битва. Или стилизация под меч древнерусского воина. Есть целые композиции, как с молотом и наковальней. Здесь надо каждую деталь рассматривать, тогда увидишь самовар на фоне Фудзиямы.

_оружие5

Удивляет клинок в виде скрипки.

Это суть нашей экспозиции: стильность, образность и при этом мощь и сила оружия. Работа «Caprice» выполнена в виде скрипки в футляре, где инструмент и смычок представлены двумя разновеликими клинками из дамасской стали с фигурно выполненными рукоятями. Скрипка нежная, но посмотрите, какой кинжалище. Работа художника-кузнеца видна на рукоятках. Есть поразительные по тонкости работы. Поражаешься, как это сделано.

_оружие4

Это старинные технологии или что новое?

Все только ручная работа и традиционная техника: ковка, травление, гравировка, резьба, чеканка, золочение, чернение, воронение. Многие мастера стараются соблюдать исконные технологии. Но если есть бормашина, можно отказаться от ножного привода. Или почему не воспользоваться микроскопом?

А есть особо дорогие экспонаты?

Конечно, это работы с использованием драгоценных камней и металлов. Абсолютно ювелирный предмет — кинжалы «Большая и Малая готика». Филигранные элементы на рукоятях кинжалов — стрельчатые арки, розетки витражей — выполнены из серебра и декорированы драгоценными камнями. Это уже предметы роскоши, украшения интерьера, но они функциональны.

_оружие3

Эрмитаж что-то из этого возьмет в свои фонды?

Нам дарят несколько вещей. Мы с удовольствием принимаем этот дар, вещи очень красивые. Мы не покупаем, дорого стоит. Большинство вещей сделано на заказ, для коллекционеров.
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 154

Все опросы…