Культура

Царскосельский Арсенал и рыцари в доспехах

24 августа 2016 16:22 Галина Артеменко
версия для печати
В Александровском парке Государственного музея-заповедника  «Царское Село» сегодня для публики открылся еще один музей – Арсенал с постоянной экспозицией – императорской коллекцией оружия. В старинном здании, семьдесят лет простоявшем практически в руинах, а теперь отреставрированном, можно провести целый день – среди романтики рыцарства – такой, какой ее видели в первой половине XIX столетия, когда стиль неоготики вошел в моду.
Царскосельский Арсенал и рыцари в доспехах Фото: Галина Артеменко

Среди старинного оружия – европейского и восточного, среди изящных предметов в неоготическом стиле, некогда украшавших и императорский кабинет и жилища состоятельных людей в первой половине позапрошлого столетия, желавших следовать «рыцарской» моде.

 

«Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внутренности», - как говаривали современники об императоре Николае I, обожавшем все это рыцарство и обладавшем одной из лучших в Европе коллекций холодного оружия,  ему мы обязаны названием павильона – Арсенал, перестроенного в неоготическом стиле Адамом Менеласом. Император даже запретил упоминать первое имя павильона – Монбижу.

 

Кстати, в Восьмиугольный зал Арсенала, где располагалась лучшая часть коллекции императора, продавали билеты – Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия.

 

Богатую коллекцию Николая I Александр III передал в Императорский Эрмитаж.

Понятно, что когда полуразрушенный в Великую Отечественную Арсенал стали наконец реставрировать и начали проектировать экспозицию, то, как говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, к Михаилу Пиотровскому, директору Эрмитажа, обратились сразу же: «Михаил Борисович к нашей просьбе благосклонно отнесся, и у нас целый зал наполнен эрмитажными вещами, переданными по межмузейному обмену во временное пользование».

 

Композицией «Посвящение в рыцари», точной копией той, что была в Арсенале – с максимилиановскими доспехами с забралами «гармошкой» - встречает вас в Арсенале. Потом  в маленьком зале, некогда украшенном витражами (они тоже в Эрмитаже) вы узнаете об истории Монбижу-Арсенала, об императорах Александре и Николае, архитекторе Адаме Меналасе, чье имя в России прочно связано (вспомним еще Петергоф) с неоготическим стилем. Бедный Менелас арсенал не достроил – умер в разгар отделочных работ в 1831 году от холеры.

 

С помощью новых мультимедийных технологий вам расскажут и покажут – что такое «рыцарские карусели», которые возникли вместо рыцарских турниров, в которых даже при всех предосторожностях погибало очень много воинов – вспомним жуткую историю с Генрихом II  Валуа, тяжко раненным  на устроенном им же самим в честь свадьбы дочери рыцарском турнире и умершем от раны.

 

Рыцарские карусели – этакий парад на конях, устраивали и в XIX столетии влюбленные в рыцарство дворяне Европы, это перенял и Николай I, женатый на прусской принцессе Шарлотте. В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» в парке Александрия, названом в честь супруги Николая – императрицы Александры Федоровны, и полном неоготических дворцов и построек, Александрийские карусели возродили и проводят их с успехом для публики.

Доспехи и оружие, в том числе и бутафорский медный позолоченный доспех, явно принадлежавший кому-то из Романовых и собранный по кусочкам реставраторами, старинная великолепная российская стеклянная  ваза в неоготическом стиле,  не пережившая эвакуацию и последние семь десятилетий хранившая в ящике в виде осколков и тоже собранная по кусочкам реставраторами, подлинные стулья из Арсенала, хранившиеся в Русском музее, – вещей с интересной биографией тут много.

 

Ваза – вообще уникум. Как рассказала Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село», по всем законам научной реставрации никаких стеклянных фрагментов в разбитую красоту вазы добавлять нельзя. Но вышли из положения – утраченное заменено полимерами. Сияет ваза, как новенькая, но опусти ее в теплую воду -  и полимеры растворятся, останутся подлинные осколки.

 

В Албанской комнате с помощью 3D – технологий воссоздана акварель Алоизия Рокштуля – со стенами, увешанными холодным оружием, с горящим камином.

Восьмиугольный зал, Зал рыцарей – в нем восточная экспозиция – кавказское, персидское, турецкое оружие.

 

Ольга Таратынова сообщила, что  средства на консервацию и реставрацию Арсенала были выделены Министерством культуры – понадобилось 305 млн рублей. Работы шли полтора года. Экспозицию сделали за счет средств музея-заповедника, только на оборудование министерство выделило 11 млн рублей. Важно, что Арсенал оснащен подъемником  и доступен для маломобильных людей.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 155

Все опросы…