Истории

Ирина Ярославцева: Я влюблена в музыку народов Сибири и Севера

Мелодии и песни Русского Севера и Сибири в традиционном исполнении и современной обработке прозвучат на первом этническом фестивале «Музыки мира» в Петербурге. «МР» расспросил о музыкальном десанте из Сибири и Карелии куратора проекта, замдиректора Музея театрального и музыкального искусства Ирину Ярославцеву.


«МР»: В Петербурге когда-то был очень сильный интерес к музыке разных народов мира, сюда приезжали звезды от Рави Шанкара до ярчайших представителей японской или персидской традиций. В последнее десятилетие казалось, что интерес этот, по крайней мере, у концертных промоутеров совсем иссяк. И вдруг большой этнический фестиваль организует не кто иной, как Театральный музей, и не где-нибудь, а во дворе усадьбы XVIII века в двух шагах от Невского проспекта. Как родилась эта идея?

Ирина Ярославцева: Идея фестиваля родилась полтора года назад. Во-первых, Шереметевский дворец хранит одну из пяти крупнейших коллекций музыкальных инструментов в мире. Две трети ее составляют как раз народные инструменты. Во-вторых, мне в жизни повезло плотно соприкасаться с музыкой народов Сибири и Севера, и я просто влюблена в ее глубину и красоту. Помню, как впервые услышала алтайского мастера горлового пения Болота Байрышева. На праздновании 400-летия Томска, на одной из центральных площадей собралась огромная толпа — люди ждали выступления группы «Би-2», а тут на сцену вышел Болот, как бы на разогрев. Толпа сначала замерла в недоумении, потом по людям зримо прошла волна какой-то необыкновенной энергии и… его не отпускали со сцены, вся площадь аплодировала. Сам Шереметевский дворец, его парадный двор напрашиваются на роль площадки для музыкальных праздников, на которых инструменты из нашей коллекции зазвучат в руках носителей традиционных культур. А название пришло из цикла лекций-концертов, которые организуют хранители музея в течение года. И в-третьих, отрадно то, что проект нашел поддержку в Комитете Петербурга: спасибо нашим кураторам из отдела культурного наследия.

Для кого предназначен фестиваль — профессионалов или любителей, взрослых или детей, горожан или туристов?
Этот фестиваль — для всех. Многое специально запланировано для детской и семейной аудитории: интерактивные экскурсии, коллективные музыкальные импровизации, для которых не нужно специальное образование, занимательные мастер-классы. Концерты мастеров из Сибири — это очень редкая по нынешним временам возможность услышать дальневосточную музыкальную экзотику в качественной современной обработке, не выезжая за пределы города. Наших звезд из Тывы, Бурятии, Горного Алтая, Карелии и даже самого Петербурга лучше знают в Европе и Америке, чем в родной стране. Мы восполняем этот пробел. Более того, фестиваль имеет не только просветительскую, но и этическую функцию. Во времена, когда межнациональные трения, разногласия, открытые конфликты нарастают, мы строим мосты между разными традициями и культурами. В этом году мы проложили ось Сибирь — Северо-Запад, в следующем будет Запад — Восток или Юг — Север. Главное, мы формируем пространство не для споров, а для диалога. А музыка — лучший для диалога язык.

С какими сложностями вы столкнулись, организуя первый этнический фестиваль в Шереметевском дворце, каковы ожидания и опасения?
Да ничего непреодолимо сложного не было и не ожидается. Вот разве что я теперь каждый день смотрю прогноз погоды и думаю «лишь бы не было дождя». Конечно, и в дождь к нам стоит прийти – во дворце, где будут выступать те же музыканты с творческими встречами, тепло и сухо. И акустика в белом зале просто прекрасная! Во дворе будут дождевики… Конечно, мы думаем о «плане Б», но не хотелось бы переносить концерты таких групп, как «ЯТ-ХА» или «Намгар» в помещение – они сами желают выступать именно на открытом воздухе, им нужен простор. Пока что синоптики успокаивают: «Музыкам мира» обещают солнце.

_Болот Байрышев

Болот Байрышев, мастер горлового пения (Горный Алтай): «Главное – найти контакт со слушателями, ухватить их за сердце. Тогда можно и алтайский эпос петь, тебя будут понимать, даже не зная языка».

_Намгар Лхасаранова

Намгар Лхасаранова («Намгар», Бурятия): «Я сторонник того, чтобы народная музыка развивалась в разных направлениях, имела возможность идти в ногу со временем. Не думаю, что этноджаз, фьюжн, этно-электроника навредят народным мелодиям».

_Михаил Кузьмин

Михаил Кузьмин (семейный фольклорный ансамбль «Белорыбица», СПб): «С расстояния в сто лет кажется, что все народные ансамбли звучали одинаково: фольклор, старина… Но в каждой деревне это было личное творчество в рамках традиции. Вот конкретные люди, сидят вот на этой лавочке, играют, что захочется сегодня. И мы стараемся музицировать именно так».

Этнический фестиваль «Музыки мира», Шереметевский дворец – Музей музыки, 27-28 августа. Подробная программа на сайте музея
   

share
print