Культура

Главе комитета по культуре показали «обман мозга»

5 сентября 2016 15:11 Галина Артеменко
версия для печати
С первым описанием оптической иллюзии мы с вами встречаемся в детстве, когда читаем про нарисованный очаг в каморке Папы Карло в «Золотом ключике». Буратино принял очаг за настоящий и проткнул носом холст. Говорят, что кошки и птицы, спутав картинку и действительность, вполне себе врезались на лету и на бегу во фрески Гонзаго в Павловске. Картины-обманки, когда живопись кажется реальностью, всегда завораживают.

Рассказывать про оптические иллюзии бессмысленно – надо прийти и посмотреть. Такая возможность появилась у каждого петербуржца и туриста, приехавшего в наш город: в самом центре Петербурга на бульваре вдоль левого фасада  Центрального выставочного зала «Манеж», на улице Якубовича открылась выставка – фестиваль оптических иллюзий в визуальном искусстве FocusFest.

 

Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж», говорит, что это первый опыт выхода выставочного зала в городское уличное пространство. И важный опыт, потому что «Манеж» хочет убрать парковку со стороны служебного входа и сделать там творческое пространство, а бульвар по улице Якубовича станет связующей нитью между парадным входом и новым пространством. «А где будут машины парковаться?», - спроcил корреспондент  MR7.ru. «На улице», - ответил директор «Манежа».

 

Устраивать на петербургских улицах выставки – дело рискованное из-за погоды. Грязь под ногами от частых дождей и сегодня – в солнечный день – на бульваре около Манежа не засохла. А насчет вандализма, то Пригара надеется, что на искусство у граждан рука не поднимется  - к уличной выставке отнесутся бережно. «Мы предлагаем горожанам новое восприятие искусства, своего рода аттракцион», - Павел уверен, что FocusFest заинтересует петербуржцев.

 

На выставочных стендах – восемь историй про оптические иллюзии в искусстве – от древности до наших дней. Автор текстов на стендах – известный арт-критик искусствовед Павел Герасименко поставил себе задачу: написать так, как будто бы сам видел все эти вещи впервые. Кстати, тексты на стендах на двух языках – русском и английском, в расчете на туристов.

 

«Глаз – это вынесенный на периферию мозг, он все время стремится упорядочить информацию, - пишет Герасименко. – Когда художник предъявляет сверхупорядоченное изображение – наш внутренний компьютер «зависает». 

 

Ганс Гольбейн Младший  с загадочными «Послами», Джузеппе Арчимбольдо, которого считают предтечей сюрреализма, Федор Толстой с его обманками и Архип Куинджи с «Лунной ночью на Днепре», за которой первые зрители упорно искали лампочку – где же подсвечивается картина? Рене Магритт, Мауритц Эшер, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали,  «играющий в прятки с городом» китаец Лю Болин и основатель оп-арта  (оптического искусства) Виктор Вазарели – про них и про их оптические иллюзии рассказывает выставка. По другую сторону бульвара располагаются объекты, созданные художником Андреем Пуниным – это самые разные виды оптических иллюзий в искусстве.

 

Вот Пунин объясняет главе комитета по культуре Константину Сухенко про реверсивную перспективу, про «обман мозга». «Действительно, обман мозга», - соглашается чиновник, вглядываясь в виды Петербурга, созданные таким образом, что абсолютна  иллюзия необычайной глубины картины. А вот игольчатый экран. Надо прислониться к нему с обратной стороны – тогда из длинных стержней-«игл» на лицевой стороне экрана появится ваше трехмерное «колючее» изображение. Также с помощью одного из объектов Андрея Пунина вы сможете попасть «внутрь картины». Объяснять оптические иллюзии бессмысленно. Лучше прийти и самим увидеть. Тем более, что выставка открыта для всех желающих.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 883

Все опросы…