Истории

Музей блокады – из ремонта в ремонт

В 75-ю годовщину начала Ленинградской блокады 8 сентября 2016 года откроется в Соляном переулке  после ремонта, длившегося все лето, Музей обороны и блокады Ленинграда. Это очень маленький музей, на другой у властей города, пережившего блокаду, денег нет.

Музей откроется двумя выставками – новых поступлений (горожане все продолжают нести блокадные реликвии в музей, который может показать лишь чуть более трех процентов от своих фондов из-за нехватки помещений) и 50 фотографий блокадного города из частной коллекции Михаила Карисалова. Через час после открытия выставок – в 16 часов у музея в Соляном переулке состоится акция памяти, посвященная скорбному дню начала Ленинградской блокады.

Недавно в модном месте –  винном баре Dead Poets методист музея Григорий Старовойтов рассказывал об истории блокады и истории музея –репрессированного и разгромленного, а потом в годы перестройки возрожденного – но не в тех, увы, объемах.

В зале винного бара  было много молодых людей, задавали вопросы, обсуждали.  И то, что о блокаде говорят не с придыханием и пафосом и в модном петербургском заведении – это нормально, это хорошо, это важно было услышать тем, кто пришел. А что же с музеем?

Сергей Курносов, директор Музея обороны и блокады Ленинграда, говорит, что по плану посещаемость – 32 тысячи в год, но с выставками и акциями за пределами музея получается до 500 тысяч. Также директор уверен, что нынешний ремонт – не последний, здание Кустарного музея в Соляном как построили в 1903 году, так ни разу капитально не ремонтировали. Проблемы, как у всех старых петербургских домов, – фундамент, подвал, перекрытия, крыша. Выяснилось, что перекрытия бетонные. То есть военные, занявшие здание в пятидесятые, вносили в него какие-то конструктивные изменения.

Обследование здания закончат полностью к 25 декабря, на 2017 год денег на ремонт уже точно нет, то есть о каком-то продолжении работ можно говорить лишь в 2018-м. Сейчас вот поменяли окна, восстановили историческую расстекловку, то есть не просто отремонтировали, а отреставрировали и восстановили.

Но в целом сам Музей, который должен быть в первой тройке ведущих музеев города – наряду с Эрмитажем и Русским, таковым, конечно же, не является. Зайдите, посмотрите, кто не был. Убогие гардероб и  туалет, никакой общепринятой в современных музеях входной зоны. Абсолютно несовременное пространство  с точки зрения  музейных технологий. Это то, что увидит посетитель.

Но он не увидит, что фонды музея находятся в подвалах, что сотрудникам надо «отодвигать» - шаг за шагом, понемножку, но двигать экспозицию, чтобы в буквальном смысле слова поднимать из подвалов фонды. Учтем, что музей способен показать лишь 3,7 процента (!) – 1700 предметов из всего того, что хранит. Нет места. Негде сидеть  и нормально работать и сотрудникам.  Происходящее с музеем – не вина музейщиков. Это  давняя вина городской  и в целом российской власти.

Да, с Министерством обороны ведутся переговоры, теперь военные готовы даже выехать из Соляного городка, если город предоставит адекватные помещения. Под ключ. Даже для секретных лабораторий. Отсудило Минобороны помещения, занимаемые частной гостиницей, некогда «вылупившейся» из военных недр, располагающиеся над музеем, но там теперь уже какое-то ОАО самого Минобороны, которое оборону держит крепко. Происходящее все эти годы с музеем – стыд. Другого слова просто нет.

Блокадная память становится мифом. История, когда в нечеловеческих условиях люди смогли в большинстве своем остаться людьми, стремительно уходит в прошлое. Музей, который должен стать Институтом Памяти, так и не создан. Понятно, что история с Парком Победы – пшик, потому что денег нет.  Понятно, что история с Таврическим садом продолжения иметь не будет – потому что это федеральный памятник и строить там нельзя. Понятно, что создать музей в Красном Треугольнике  невозможно – слишком много собственников. Понятно, что есть некие адреса, где «город рассматривает возможность создания музейного пространства, сохраняя и при этом Музей в Соляном городке». Мы все это уже слышали не раз. Но от этого еще больше стыдно.

Летом я была в Берлине. В обычный будний день с утра пошла в Еврейский музей – давно хотела посмотреть его. Хорошо, что рано пришла, потому что, когда я через четыре часа оттуда вышла, то ко входу тянулась уже довольно приличная очередь. В обычный будний день. Вы видели у нас очередь в Музей обороны и блокады Ленинграда? Только в Ночь музеев. Хорошо, что музей начал в этой акции участвовать. Но от  этого все равно не легче, потому что неизвестно, когда наконец-то будет новое помещение для него. Это важнее, чем стадион, хотя, власти, видимо, думают иначе.

Не хочется только о печальном. Вот хорошую новость сообщил историк Никита Ломагин: скоро в Кембридже в переводе на английский  выйдет книга так рано ушедшего из жизни историка Сергея Ярова «Блокадная этика». А вы ее читали?

share
print