Истории

Сергей Шуб: Раздвинуть привычные представления о театре

С 30 сентября по 13 октября в Петербурге пройдет ХXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Что зрители увидят на фестивальных площадках – «МР» узнал у генерального директора театра Сергея Шуба.

«МР»: С чем связан выбор девиза фестиваля «Театр по правилам и без»?

Сергей Шуб: Мы каждый год пытаемся сформулировать девиз, обычно сначала возникает он, потом спектакли. Но в этом году девиз появился, когда программа была почти сверстана. Конечно, театр — это всегда некий свод правил, законов, которые идут еще от Лессинга. Единство места, времени, действия давно нарушается, но есть некая узаконенная архитектоника театрального спектакля, вообще театра. И при этом веками идет нарушение этих традиций. Оно и двигает театр, как искусство, вперед. С институтских лет помню такой пример. Когда Вахтангову, выдающемуся реформатору, новатору театра, предложили в одном из спектаклей на глазах у публики повернуть поворотный круг, — отказался, посчитав, что это слишком авангардно. Круг раньше использовался только для перестановки декораций при закрытом занавесе. Всякое нарушение правил, может, конечно, быть и неудачным. Как и в науке: десятки, сотни ученых изучали всяких микробов и бактерии, и только Пастер открыл бактерию, которая произвела переворот в биологии. Но ради этого стоило, очевидно, изводить кучу и денег, и сил, и жизней, чтобы в итоге вот одна микроба оказалась искомой.

_Оборотень

Всякий театральный процесс есть некая попытка слить в гармонию правила и отсутствие правил. Мы ждем разговора об этом на фестивале. Например, почему в академических театрах, не в обиду будет сказано нашим городским театрам, театральная эволюция происходит наиболее успешно? Названные спектакли Могучего, Бутусова, Фокина и то, что делает молодежь под их эгидой, по сути дела, тоже попытка сформулировать и обрести какие-то новые театральные правила. Мне кажется, что городские театры могли бы в этом плане быть более активными и энергичными. Просто Петербург вообще консервативный город, с точки зрения театрального восприятия и с точки зрения театральной истории. Москва в этом смысле более такая, я бы сказал, предприимчивая театральная держава.

Мне кажется, что городские театры могли бы в этом плане быть более активными и энергичными. Просто Петербург вообще консервативный город, с точки зрения театрального восприятия и с точки зрения театральной истории. Москва в этом смысле более такая, я бы сказал, предприимчивая театральная держава.

На фестивале будут достаточно широко представлены академические театры. Мы покажем чеховскую трилогию театра Моссовета в постановке Андрея Кончаловского. Будет спектакль академика итальянского театра Пиппо Дельбоно «Евангелие». Еще один бесспорный академик, я бы сказал, генералиссимус театральной жизни, театрального мира — Эймунтас Някрошюс: покажем его «Мастер голода» по Кафке.

_Мастер голода

В этом году мы достаточно широко, под отдельной афишей, покажем петербургскую программу. В нее вошли «Гроза» Андрея Могучего, «Сон об осени» Юрия Бутусова, «Сегодня. 2016» Валерия Фокина. Мы представим и новое поколение режиссуры. Это Латвийский национальный театр из Риги, где Элмарс Сеньковс поставил «Антигону» Жана Ануя, молодой совсем парень. Еще одно новое для нас имя –Сергей Потапов из эстонского театра «R.A.A.A.M». Его спектакль «Оборотень» по классику эстонской литературы решен нетрадиционно, в стиле развернутой, большой метафоры.

Афиша фестиваля удивляет обилием звезд. Как удалось заманить три спектакля Кончаловского? Это уже почти гастроли театра Моссовета.
Для фестиваля всегда имеет значение хорошая театральная пища, хорошая театральная продукция. Кончаловский — выдающийся кино- и замечательный театральный режиссер. Его спектакли — это и прекрасные актерские работы, действительно выдающихся мастеров сцены, работающих в театре Моссовета, и приглашенных, как Владас Багдонас.
Грех было не привезти такую масштабную трилогию. Возможным это стало потому, что, во-первых, мы этого хотели, во-вторых, потому что театр Моссовета пошел навстречу, а в-третьих, потому что мы работаем в тесном контакте, в творческом и организационном, с театральным продюсером Ниной Петровой, которая привозит много интересных спектаклей. Иногда они экономически выгодные, иногда нет, но она, мне кажется, настоящий энтузиаст театра и музыкального, и драматического. Общими усилиями мы смогли себе позволить действительно недешевую и непростую затею.

_Тихий дон

Театр «Балтийский дом» что-то покажет на фестивале?
Да, это две наших премьеры. По «Анне Карениной» Л.Н. Толстого — «Анна. Трагедия» Александра Галибина. Это известный петербургский актер и режиссер, который сегодня работает в Москве. В этом спектакле, как мне кажется, достаточно органично и деликатно раздвинуты привычные представления о постановках классики. И спектакль нашего режиссера Анатолия Праудина, руководителя Экспериментальной сцены «Балтийского Дома» - «Семья», по «Крейцеровой сонате» тоже Толстого. Он также весьма яркая иллюстрация тезиса «По правилам и без». Спектакль Праудина очень резкий, энергичный, нетрадиционный, и опять же, на эту тему размышляющий.

_Евангелие

А с чем связан столь плотный интерес к Толстому?
Так совпало. Но мне кажется, что его романы сейчас очень востребованы. Сегодня, потеряв некие социальные ориентиры, общество и люди ищут конкретные ответы на извечные вопросы о смысле жизни в семье. Выбирая спектакли, мы думаем о том, что интересно зрителю. Не мне лично, а зрителю. И что сегодня волнует зрителя: не что возбуждает его какие-то примитивные рефлексы — посмеяться, как говорится. Потому что комедия всегда была и остается самым любимым зрелищем массового зрителя. Но мы думаем о том, что сегодня может взволновать публику, может дать ей некий нравственный урок, которым всегда русский театр славился, именно как некая школа нравственности и нравственных уроков.
 

share
print