Общество

Готовы слушаться толпу

27 сентября 2016 15:08 Галина Артеменко
версия для печати
Поддерживаемая государством «православная общественность» ринулась цензурировать искусство. Журналист Галина Артеменко решила разобраться в том, почему они делают это совершенно безнаказанно. И почему новому детскому омбудсмену Анне Кузнецовой не нужно приезжать в Петербург, чтобы не дай Бог, не оскорбиться по полной программе.
Готовы слушаться толпу Фото: Игорь Руссак

Все уже высказались по поводу выставки Джока Стерджеса в Москве, закрытой «Офицерами России».  Искусствоведы уже доходчиво объяснили, почему эти фотографии  порнографией не считаются, но френды в соцсетях, не обращая внимания на то, что речь вообще-то идет об искусстве, а не о снимках из семейного альбома,  в очередной раз перессорились, теперь уже на тему: «А ты своего ребенка так бы дал сфотографировать?», как всегда, не вдаваясь в подробности.

8

Не обращая внимания на то, что эти девушки  из зарубежных нудистских общин и согласие у фотографа было, а снимки давние и модели уже успели не только вырасти, но и постареть. Бесполезно что-то объяснять и вести диалог: расфренд и взаимные проклятья, глухота и ненависть друг к другу.

5

В медиа же вспомнили Михаила Пиотровского. В связи с попытками «петербургских казаков» узреть экстремизм на выставке  братьев Чэпмен «Конец веселья» в Эрмитаже, он говорил о беззащитности музеев  перед профанами и о том, что «вкусы толпы... не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром». Вспомнили, что ровно год назад случился погром, учиненный «православными» активистами  на выставке Вадима Сидура в Москве. Горько иронизировали про «орден моченосцев» и про то, что теперь «мочить в сортире» можно на выезде.

4

Приводили различные исторические аналогии – случаи, когда обнаженное человеческое тело в произведениях искусства становилось предметом споров и запретов. «Вдруг вспомнила, как испорченный западным влиянием Мартос изваял для Казанского собора четырех голых евангелистов. Во всяком случае, штанов у них явно была недостача. Разнузданные евангелисты взволновали обер-прокурора Синода, что характерно, Голицына.

2

Прослыть мракобесом он, тем не менее, не хотел, поэтому в письме к министру просвещения свалил все на отсталую общественность: "Знатоки, любители художества будут, конечно, удивляться искусству Мартоса, но в храм Божий входят всякого рода люди. Статься может, что не имеющий понятия об изяществе художеств, соблазнятся, видя Евангелистов только обнаженными и в положении столь принужденном" (что же там было за принужденное положение?), - пишет на своей странице в соцсети Татьяна Мэй - писатель и знаток Петербурга. - Бедняга Мартос бился за своих святых, как лев. Открыл дискуссию. Аргументацию дарю всем желающим: "Тело есть одеяние чудесное, по разумению художников, сотканное божескими перстами, чему никакая человеческая хитрость подражать не может". Проиграл, правда, все равно».

 

Недавно  у нас тут в городе  стыдливо прикрыли  копию статуи Давида – не всю, а только одну часть, которая, по мнению некоей пенсионерки, написавшей возмущенное письмо детскому омбудсмену,  могла дурно повлиять на подрастающее поколение. Между тем в Петрограде в 1920 году уже был аналогичный случай.

 

Скульптор Блох изваял статую «Освобожденный труд» - могучего обнаженного мужчину. Скульптуру «Пролетария» установили летом 1920 года на Каменном острове – ко дню открытия домов отдыха для рабочих. Представители Петросовета принудили скульптора за одну ночь надеть на «Пролетария» гипсовый фартук.

В Петербурге, где бронзовые обнаженные юноши почти полторы сотни лет с перерывом на Вторую мировую войну едва удерживают горячих коней на пьедесталах Аничкова моста, где в морозные или слякотные дни даже жалко нежных топлесс-кариатид – все кажется, что они мерзнут, где Эрмитаж и Русский музей, где Большой Каскад Петергофа и скульптуры Летнего сада и пригородных парков, где дух античности и Серебряного века не забить никаким затхлым коммунальным, чего теперь ждать? Открывая выставки, собранные и созданные не только в соответствии с замыслами художников и кураторов, но и в соответствии с законодательством, держать в голове мысль про «моченосцев» и казаков?

6

В одном из сетевых обсуждений случившегося моя коллега – человек вполне себе либеральных взглядов – написала, что закрытие со скандалом абсолютно законной выставки какими-то «Офицерами России», да еще акция «моченосца» - возмутительны, но и организаторы должны были подумать, что привозить, потому что...

 

То есть, следуя этой логике, мы все должны включить в головах своих самоцензуру. Не только следовать букве закона, но и держать неотступно в голове мысль – а что подумают «православные», казаки, активисты типа СЕРБа и НОДа, просто полные профаны, умеющие скандалить и судить обо всем на свете.

 

Вдумайтесь – не законом мы будем руководствоваться, а самоцензурой и страхом. И уже излишне приводить аналогии с другой европейской страной, когда-то сошедшей с ума и кинувшейся уничтожать мир. 

фото: Игорь Руссак

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter





Проверь себя

Нужно ли передавать Исаакий РПЦ?

Проголосовало: 2709

Все опросы…