Истории

Чужие наши деньги

Петербургские чиновники и народные избранники готовятся к обсуждению проекта бюджета города на 2017 год. На первый взгляд главный финансовый документ Петербурга выглядит чуть лучше, чем бюджет федеральный. Но, заглянув сквозь цифры, становится понятны тенденции: экономика и промышленность в застое, наше все – стадион, но социальные выплаты и образование по-прежнему финансируют прилежно.

Самый простой, хотя и не самый корректный способ анализа бюджета – сравнительный. В данном случае хочется сравнить бюджет, по которому мы живем сейчас, и проект бюджета на год будущий. Ну и, конечно же, стоит начать с основных положений.

 

Доходы в 2016 году (с последними изменениями) установлены в сумме 447,866 млрд руб. Потратить в 2016 году планируется 506,475 млрд руб. Тем самым предполагается, что 58,6 млрд – дефицит.

 

В проекте бюджета 2017 в доходную часть планируется собрать 470,673 млрд руб. Расходовать городские чиновники надеются значительно больше: 534, 993 млрд руб. Тем самым вырастет и дефицит бюджета до размера 64,320 млрд руб.

В общем, все также, как однажды отрапортовал корреспонденту МР7 прогнозы на очередной (2008) финансовый год тогдашний глава комитета финансов. На вопрос «бюджет вырастет?» прозвучал ответ: «Вырастет». «А насколько»? «На уровень инфляции»… С учетом предположения, что инфляция в СПб всегда выше, чем в среднем по России, то именно на это количество миллиардов и вырастет размер городской казны. То есть, топчемся на месте. Но это лучше, чем по стране в целом.

Ну а теперь пора залезть внутрь планируемых бюджетных расходов городской власти. Проводя подобный анализ уже не в первый раз именно по проекту бюджета, можно понять, как работает тот или иной орган власти. И можно с уверенностью заявить, что уже на протяжении лет десяти самым профессиональным является бюджет комитета по социальной политике. Все позиции выверены и точно соответствуют городским программам. Как итог – рост бюджета по большинству позиций на 6 – 12%.

Тем не менее, соцкомитет попал в обзор по причине сокращения бюджета на 4 млрд рублей. Но, скажем сразу, что этот секвестр условный, так как связан с отсутствием данных по субсидиям городу из федерального бюджета. Так, пока отсутствует статья поддержки почетных доноров (в 2016 – выделено 256 млн). Еще 697 млн, которые означены в нынешнем году по статье компенсаций за ЖКУ отдельным категориям граждан. Еще более миллиарда пока отсутствует в проекте бюджета города на 2017 год для выплат субсидий временно не трудоспособным. Ну и так далее. Все это федеральные обязательства.

В то же время из городских средств несколько снижаются (на 15 млн) субсидии организациям соцобслуживания. Сокращается поддержка пенсионеров, родившихся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, и это – 50 млн. Впрочем, увы, здесь все объяснимо. Еще одна отрицательная статья – снижение со 157 до 32 млн, по сравнению с нынешним годом «субсидий некоммерческим организациям на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно полезных программ».

К сожалению, проект бюджета не столь развернут, чтобы понять некоторые позиции. Но, могут быть предположения. Во время предвыборной компании много говорилось, что некоторые некоммерческие организации получали средства на кампании тех или иных политических партий именно через НКО. Возможно, в отсутствие выборов эта статья так прохудилась.

Зато зафиксирован и рост или появление ряда статей. Так «расходы на предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей» появилась в бюджете впервые. И ее размер весьма серьезен – 1,377 млрд рублей. «Расходы на социальную поддержку семей, имеющих детей, и на выплату ежемесячного пособия на ребенка» - это еще 1 млрд.

В противоположность социальному комитету самым непредсказуемым еще в конце нулевых для меня был комитет по здравоохранению – весьма безобразно выглядели его статьи. Сейчас к «здраву» претензий практически нет, зато «самым стремным» я обнаружил комитет по промышленной политике и инновациям. То, что его бюджет снижается на 150 млн рублей, как говорится в тренде. Но вот, например, статья расходов «субсидии субъектам промышленной деятельности в рамках проведения мероприятий по развитию промышленности» в этом году финансируется в размере 173 млн, тогда как в будущем году лишь на 98 млн. Но здесь же, в проекте, можно обнаружить и другую одноименную статью уже со 142 миллионами рублей. Другие статьи (ориентируясь по кодам) я обнаружил, например, в бюджете КИО. И так далее - в общем бардак.

 

Тем не менее. Существенно сокращена (с 1 млрд до 37 млн) субсидия некоммерческой унитарной организации «Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга» в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности. Подверглась секвестру и субсидия городскому агропрому (с 245 до 70 млн рублей). Зато, вопреки угрозам Смольного, который обещал выделить на ПМЭФ 27 млн, вышло все более чем пристойно. Затраты на его проведение в будущем году по сравнению с годом нынешним вырастут с 47 до 51 млн рублей.

 

Еще одним комитетом, который в меньшей степени зависит от федбюджета, но где наблюдается снижение – КГИОП (- 400 млн). Если в бюджете РФ неизвестность соотносится к единой субвенции на сохранение памятников в размере 56 млн рублей, то городские утраты несколько выше. Расходы «на мероприятия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» сократились на 300 млн. Субсидии религиозным организациям на выполнение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности религиозных организаций обнулились с 24,5 млн. Внимание общественников! В проекте бюджета на 2017 год отсутствует графа поддержки ВООПИиК. В 2016 году – это 7 млн.

Комитет по культуре недосчитался 85 млн по сравнению с прошлым годом. Согласно внесенному в ЗС документу вновь особое внимание обращает на себя сокращение дотаций на сохранение культурного наследие, а именно на ремонт зданий, являющиеся историческими и где расположены организации, подведомственные комитету (- 240 млн). В тоже время на 100 млн рублей увеличиваются субсидии учреждениям культуры, выполняющие горзаказ. Что радует, растут ассигнования на профильные образовательные учреждения (+145).

Меньшее внимание, чем в текущем году город решил уделить нашим водным объектам и гидротехническим сооружениям. Очистка берегов, видимо, так успешно была проведена в последние годы, что уменьшить их содержание на 50 млн – вполне посильная для комитета по природопользованию задача. Экологическое благополучие обособленных водных объектов также, видимо, радует чиновников, посему минус 80 млн на эти цели, по сравнению с годом нынешним – большое «достижение». Сократились ассигнования и на очистку малых рек (- 55 млн). Зато в бюджете появилась новая статья: «Развитие территории государственного природного заказника регионального значения "Западный Котлин"» - +8 млн. Но в итоге – комитет со сменой года растеряет 353 млн.

Несколько слов о близком журналистам – комитете печати. Общее сокращение по отрасли – 115 млн. В первую очередь стоит отметить сокращение бюджетов телеканала «Санкт-Петербург» и «Петербургского дневника». Субсидия ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» на производство и вещание социально значимого телеканала «Телеканал «Санкт-Петербург» сокращается на 3 млн до 698,2 млн рублей. Ну а ОАО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр» на выпуск и распространение специализированных изданий «Петербургская фотохроника» и «Петербургский дневник» по сравнению с нынешним годом недополучит 23 млн (145 млн рублей).

 

Наиболее существенное сокращение бюджета, согласно проекту, ожидает комитет по строительству – порядка 9 млрд. Что первое бросается в глаза – сокращение позиции «расходы на реализацию ГП «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» аж на целых 1,1 млрд рублей. На дошкольные учреждения комитет в 2017 году потратит на 300 млн меньше, чем в году нынешнем. Правда, на строительство школ бюджет комитета должен вырасти на 3 млрд.

Адресной инвестиционной программы мы отдельно коснемся немного позже, но в рамках комитета можно понять, что в 2017 году сократится строительная активность в социальной сфере (- 360), здравоохранении (- 380) и дорожном строительстве (- 420 млн). Зато вырастут на 0,7 млрд потребности комитета на организацию ЧМ по футболу.

Здесь уж непонятно: либо к концу нынешнего года построят стадион, либо он подковёрно продолжит свое строительство. Но об этом также чуть позже.

Комитет финансов в будущем году увеличит свой бюджет почти на 5 млрд рублей. Вглядываясь в структуру понятно: именно на 5 млрд повышается резервный фонд Петербурга. Без росписи статьи трудно, конечно, понять на что планируется израсходовать данные средства, однако можно предположить, что в данную сумму включены те самые 4,3 млрд рублей в виде компенсации оператору ЗСД из-за недополученного трафика. Впрочем, могу и ошибаться.

Значительно, а именно почти на 10 млрд вырастет бюджет комитета по транспорту (33,988 млрд в 2016 году, против 43,221 млрд в будущем году). Здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание на существенный рост закупок нового подвижного состава. Представьте! На более чем 2 млрд рублей вырастет бюджет на закупку троллейбусов, на 1,9 – трамваев и почти на 1,5 млрд рублей автобусов.

Понятно, готовимся к ЧМ-2018. И тут даже не знаешь благодарить президента за мундиале или нет… С одной стороны – хорошо, но вот авралы… Правда, на закупку новых поездов метро будет потрачено на 500 млн рублей меньше, чем запланировано нынче. Зато появилась новая метрополитеновская статья: в Уставный капитал Петербургского метрополитена планируется направить из городского бюджета 3 млрд рублей.

Ну а теперь непосредственно о подготовке чемпионата. То, что вице-губернатор Игорь Албин поселился на стадионе вместе с гастарбайтерами уже известно. Странно, что суточное дежурство корреспондента МР7 на стадионе закончилось очередными запретами. Неужели других способов разобраться с беспределами на стройке по-иному не получается (или не умеем)? Но, есть подозрение, что в ближайшем будущем, у чиновника появится сразу два кабинета: на стадионе и в шахте метро…

Но пока останемся на земле. Практически все комитеты так или иначе принимают участие в строительстве стадиона. Пусть понемногу, но все же. Согласно проекту бюджета 2017 комитет по культуре должен освоить 4,5 млн рублей; комитет по молодежной политике – 21,497 млн рублей; комитет по печати – 9,2 млн; комитет по строительству - 1,15 млрд рублей, плюс к этому еще и на развитие спорта для подготовки к ЧМ – еще почти 1,5 млрд; комитет по природопользованию 6,2 млн; комитет по здравоохранению – 278 млн рублей. В общем – всем миром…

Но чего же мы, согласно АИП мы в 2017 году не досчитаемся? В курортном районе не начнется проектирование и строительство реабилитационного центра «Детские Дюны». В Красном Селе не состоится проектирование центра хирургии детской больницы № 1. Та же участь постигнет и проект строительства очистных сооружений в Красном Бору.

Обойдет финансовое подкрепление реконструкция Обводного канала по северной стороне от ул. Степана Разина до Межевого канала с мостом через Екатерингофку и Шлиссельбургского моста. Чуть дальше на север – транспортные развязки на Поклонной. В Колпино – ремонт Петрозаводского шоссе. Также потеряется в забытье строительство набережной Макарова с мостом через Смоленку. И так далее.

Ну а теперь немного о метрополитене. В 2017 году должно было закончится то, что еще и не очень-то начиналось, а именно проектирование строительства Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковской» до станции «Обводный канал-2». Здесь, правда, не совсем ясно: на проектирование денег не выделено и в этой графе стоят нули, а вот средства на строительство уже идут. Разве что программа рассчитана до 2022 года. Таких странностей, впрочем, достаточно много в АИП.

Зато полным ходом выделяются средства на строительство второй очереди Фрунзенского радиуса и, особенно, на продолжение «зеленой ветки» от ст. «Приморская» до ст. «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская» - почти 10 млрд рублей. Подоплека понятна – ЧМ. Вот только как этот подземный аппендикс будет окупаться после мундиале? Крайне сомнительная история. Разве что отменить наземный транспорт по Савушкина…

Недосчитаемся мы и проектирования нескольких домов в Колпинском (6), Фрунзенском (2) и Кировском (1). Также не найдут должного проектного решения внутриквартальные дороги в Пушкинском и Колпинском районах. Казалось бы, метростроевцы на привилегированном положении? Ан нет – заморожен проект строительства колледжа для обучения будущих специалистов в Невском районе. Не менее холодно на строительстве спецшкол в Невском и Петродворцовом районах.

Также у бюджета не дойдут руки до строительства новых школ и детских садов в Шушарах, Приморском и Красносельском районах; кино-концертного зала в Сестрорецке; кладбища в Белоострове. И так далее, и так далее.

Понятно, что живем в эпоху кризиса. Понятно, что порой приходится исполнять в первую очередь чьи-то прихоти. Но просчитать: что важно, а что второстепенно, тоже необходимо. Равно как и контролировать расходы, не из окон кабинета, глядя на предлагаемые на подпись бумажки, а непосредственно на месте.

Первое чтение проекта бюджета 2017 и плановые 2018-2019 годы состоится в ЗС Петербурга 2 ноября.

share
print