Истории

Воин красоты - Ян Фабр

«Рыцарь отчаяния – воин красоты» - бельгиец  Ян Фабр, внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора «Жизни насекомых», сценарист, художник, скульптор представляет в Государственном Эрмитаже свою выставку.

Более двухсот работ расположились в Зимнем дворце, в одиннадцати залах – от Аполлонова до Рыцарского, через залы фламандцев- Йорданса, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, а также в Главном Штабе. Ян Фабр обозначил свое присутствие уже во дворе Зимнего дворца – скульптурой «Человек, который измеряет облака».

я-2

«Это длинный проект, создавался он два года, выставка Фабра в Эрмитаже – это диалог фламандского художника с фламандским искусством, разговор про рыцарство и средневековую культуру в Петербурге», - объясняет Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Вообще история появления работ Фабра и самого художника в Эрмитаже – десятилетняя. Задумали выставку после  выставки в Лувре, состоявшейся десять лет назад.

 

Ничего сверлить и трогать в историческом музее, понятное дело, нельзя. Разве что чуть-чуть картины передвинуть пришлось. Да  полотно Рубенса в Главный Штаб перенести для создания инсталляции  Umbraculum – где классическая картина явилась центром композиции с костылями, инвалидными колясками, покрытыми панцирями жуков, старыми станками – Эрмитаж, чтобы их найти, попросил через соцсети петербуржцев, а также двумя жуткими фигурами из срезов человеческих костей.

я-3

Дмитрий Озерков советует: если вы хотите посмотреть выставку Фабра полностью, то обязательно придите и в Зимний дворец и в Главный Штаб: Фабр увидел Главный штаб и Зимний дворец на плане Петербурга как некую бабочку, пришпиленную Александровским столбом, — гигантское крылатое существо распласталось на карте города. Поэтому, придя только в Зимний или только в Главный Штаб, вы увидите, как выразился Озерков «бабочку с одним крылом».

 

Фабр, создавая, использует рога, скелеты, тушки  погибших под колесами машин котов, собак и кроликов, каррарский мрамор, панцири жуков, рисует кровью, пеплом от сожженных долларов и синими чернилами шариковой ручки BIC.

Фабр говорит, что в Эрмитаже он – лилипут среди гигантов, что еще шестилетним ребенком приходил в Антверпене копировать Рубенса и рос среди этого искусства.

 

И не надо пугаться в Главном Штабе чучел погибших собак и кошек, а также жутких звуков царапанья кошачьих когте , сопровождающих инсталляцию «Протест мертвых бездомных котов». Все это – не о смерти, а о жизни, витальности, карнавале. Кстати, в этих инсталляциях с собаками и кошками Фабр использует и карнавальные колпаки. Такие же колпаки украшают и барельефы из мрамора с изображением бельгийских королев, которые художник разместил в Зимнем дворце.. Колпак надет и на скульптуру бельгийской принцессы Елизаветы. Карнавал жизни, который всегда напоминает о смерти. Вполне в духе фламандцев.

В июне Ян Фабр появился в Эрмитаже в рыцарских доспехах – это видео тоже можно увидеть в залах на плазменных панелях: как современный рыцарь отчаяния преклоняет колена перед красотой, без которой его искусство и два работающие на него  предприятия Troubleyn и Angelos, управляющие его финансовыми и артистическими делами, были бы просто невозможны.

share
print