Истории

«Орфей»: страшная сказка о современности

В пятницу, 28 октября, в Театре Музыкальной комедии пройдет премьера оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Корреспондент MR7.ru побывал на генеральном прогоне спектакля и решил, что острая сатира французского композитора в сегодняшней России как никогда актуальна. Особенно после выступлений Константина Райкина и Андрея Звягинцева.

Побывав на предпремьерной репетиции, испытываешь совершенно особенное ощущение. Дело не только в возможности раньше других увидеть новый спектакль. Главное - это возможность заглянуть на театральную кухню. Можно услышать последние консультации актеров с режиссером, увидеть, как рабочие сцены вносят последние исправления в декорации. Все это позволяет почувствовать душу театра. Но вот режиссер говорит: «С богом!», и занавес поднимается.

Жак Оффенбах (1819 - 1880) – автор бескомпромиссный. В своих легких по форме произведениях он безжалостно разоблачал двуличность моралистов, пороки общества и сильных мира. Современники за это обвиняли его в безнравственности, подрыве национальной идеи и даже поражение во Франко-прусской войне (1870 - 1871) объясняли «тлетворным влиянием» его оперетт.

«Орфей в аду» - памфлет, разоблачающий лицемерность общества, его двуличность в борьбе за народную нравственность. «Нынче стало модно на людях горевать», - говорит Орфей со сцены. И эту фразу можно было бы сделать девизом всего произведения. В общем, назвать выбор Театра Музыкальной комедии актуальным – значит не сказать ничего.

Впрочем, в театре спектакль актуализировали дополнительно. В либретто добавлены такие приметы времени как откаты, продуктовое эмбарго, курс доллара, панамские офшоры, запрет Тангейзера. «Губернаторы один за другим теряют доверие. А знаешь ли ты, - обращается Орфей к Общественному мнению, - как страшно потерять доверие, когда еще не успел все украсть!». Юпитер, в свою очередь, думает над сокращением штата богов, намереваясь отправить на покой богиню мудрости, а освободившиеся ресурсы пустить на «силовика» Марса и приносящего доход «мошенника» Гермеса.

Надо отметить, что по выбранному пути режиссер Юрий Александров несется не сворачивая. Грани фола в спектакле просто не существует. Хотите, чтобы Плутон вышел на сцену, переодевшись в горца и в сопровождении кордебалета, составленного из овечек? Пожалуйста! Юпитер, предстающий в образе Брежнева? Отлично! Пир богов, представленный как вечеринка русских олигархов? Все что вам угодно!

Здесь нет места тонкой иронии. Если вы цените в спектаклях ее то, наверное, вы будете разочарованы. Сатира здесь уверенно и твердо орудует топором, прорубая путь вперед, не боясь прибегать к приемам площадного театра. В конце концов, какое время – такая и сатира.

share
print