Истории

Петербургские драматурги штурмуют театры

В Петербурге открылся фестиваль "Драматурги Петербурга на петербургской сцене", призванный продемонстрировать на театральных подмостках произведения современных авторов города.

Современному российскому драматургу сложно сегодня пробиться на сцену академического театра. Это и не удивительно, ведь новой отечественной драме приходится выдерживать конкуренцию с золотой классикой мировой литературы – Шекспиром и Шиллером, Чеховым и Достоевским, знаменитыми произведениями авторов двадцатого века, а также актуальными иностранными драматургами. Одним из ответов на сложившуюся ситуацию стал фестиваль "Драматурги Петербурга на петербургской сцене",  который уже четыре года проводится Гильдией драматургов Северной столицы. Он позволяет хотя бы на один вечер, но представить пьесы авторов широкой аудитории.

 

«В принципе современный театр как-то упорно занимает такую позицию, что драматургии нет сегодня, – отмечает драматург Юрий Ломовцев, – я не знаю, откуда это идет, но режиссеры, причем маститые режиссеры, вслух повторяют, что сегодня драматургии нет. Это очень обидно, но такие фестивали дают авторам возможность проверить, как [их] текст выглядит на публике, какая реакция зрителя. Потому что драматургия – это все же особенный жанр, он требует сцены».

 

В этом году фестиваль открылся в Молодежном театре на Фонтанке. Там представили пьесу Юрия Ломовцева (главы Гильдии) «Шапито». Она рассказывает о престарелом циркаче, его дочери и его любимой старой обезьяне, которая неожиданно обрела дар человеческой речи. Постановка была выполнена в форме художественной читки, когда актеры с выражением декламируют текст, отыгрывая переживания своих героев только голосом. Происходящее на сцене заставляет вспомнить отошедший ныне в тень жанр аудио-спектакля.   

 

Всего за время фестиваля публика сможет увидеть шесть пьес. Они были выбраны самой Гильдией в результате рейтингового голосования, а потом предложены театрам. В проекте приняли участие сразу несколько организаций. Помимо Молодежного театра, это Театр на Васильевском, студенческий театр СПбГУ и московская труппа «Театр 111». Список не такой большой, но по сравнению с началом фестиваля четыре года назад – это серьезный шаг вперед.

 

«Вначале театры вообще не принимали участия [в фестивале], мы просто приглашали актеров, режиссеров и делали постановки на каких-то площадках, где нам удавалось договориться. К примеру, основная площадка наша была – «Дом актера». А постепенно стали переносить [спектакли] на театральную сцену».

 

По словам организаторов, в следующем году к фестивалю могут присоединиться еще две площадки – Театр на Литейном и театр «Комедианты». Если это получится, то и список пьес можно будет расширить. Зрителю же это, вероятно, пойдет только на пользу. Чем больше подобных фестивалей, тем больше шанс, что какая-то из представленных пьес, западет публике в душу, и она окажется в постоянном репертуаре одного из городских театров. Если же такого яркого произведения в списке участников  не окажется, то петербургские театралы просто лишний раз убедятся, что сегодняшнее поколение авторов пока не может конкурировать с классиками.

share
print