Истории

«Новый рынок в Амстердаме» отправится в Голландию

Один из шедевров Эрмитажа «Новый рынок в Амстердаме» - картина голландского художника Бартоломеуса ван дер Хелста, которого называли «главным конкурентом Рембрандта», с 17 мая находится в Реставрационном центре музея в Старой Деревне – в лаборатории научной реставрации становой живописи.

Примерно через четыре-шесть месяцев реставрация закончится и картина отправится осенью 2017 года  вместе с шестью десятками самых значимых полотен голландских мастеров XVII-XVIII веков из коллекции Эрмитажа на историческую родину – в Амстердам на выставку «Шедевры голландской живописи» в центре «Эрмитаж Амстердам». Это впервые за всю историю музея, когда картины великих голландцев – Рембрандта, Фердинанда Бола, Говерта Флинка, Якоба ван  Рейсдала, Яна Стена и других – покинут стены Эрмитажа, чтобы попасть туда, где были созданы давным-давно.

 

Эрмитажная коллекция великих голландцев, как подчеркивает директор Эрмитажа  Михаил Пиотровский – самая богатая за пределами Нидерландов.

Картина «Новый рынок в Амстердаме», созданная в 1666 году, попала в Россию в 1764 году  в составе коллекции берлинского негоцианта Иоганна Эрнста Гоцковского после поражение Пруссии в Семилетней войне. Екатерина Великая была не прочь приобрести картины у человека, поставлявшего произведения искусства Фридриху II и нанести удар по самолюбию  прусского монарха, хотя Россия была не меньше экономически разорена войной. Но величие и тогда было превыше всего. Гоцковский, кстати, умер в нищете, а его собрание бережно сохранилось в Эрмитаже.

 

Во время реставрации с картины сняли два слоя старого лака – теперь она не выглядит желтой, видны все нюансы и переливы красок. На холсте не было карандашного наброска – Хелст создавал полотно сразу красками. Сняли старые пластыри, которыми были заклеены прорывы. Первый этап реставрации провели мастера-профессионалы с тридцатилетним стажем  Валерий Бровкин и Алексей Брянцев, а Андрей Цветков  обследовал картину в инфракрасных лучах. Расчистили подпись художника и номер 88 – старый номер коллекции Гоцковского. Он теперь ясно виден.

 

Как пояснил Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, следующим этапом работ станет восполнение авторской живописи там, где она была утрачена.

 

«Для нас – это образ Голландии, - говорит Ирина Соколова, хранитель голландской живописи Эрмитажа. – Художник на этом полотне соединил топографически точный вид города, жанровую сцену, натюрморт и великолепный портрет».

О портрете Ирина Соколова сказала особо – на картине изображена зеленщица, с тележкой, полной свежих овощей - немолодая женщина с простым  лицом и мягкой улыбкой.  Считается, что это – портрет жены художника Анны де Пир, а год создания картины 1666 – год тридцатилетия их свадьбы. Это было очень значимой датой в то время – прожить вместе тридцать лет! И не только про верность  речь шла, а про то, что удалось выжить, остаться живой – женщины немногие доживали до тридцатилетия своего брака из-за частых родов и болезней. А вот здесь – удалось.

 

Взгляд движется дальше – вот сочные овощи, которые предлагает зеленщица, а вот – освежеванная туша, выписанная так тщательно, что неискушенному глазу надо привыкнуть и смириться с видом разъятой плоти. Все бренно в мире. Лицо юной женщины покроется морщинами, свежая зелень пожухнет, пасущееся на лугу животное станет тушей, а потом едой. Все бренно, бытие хрупко, а жизнь человеческая коротка  – это символизируют дети, играющие с пузырем. Но на далеком заднем плане – фигурки людей, некоторые купцы - в восточных одеждах. Все же мир велик и огромен,  и он простирается гораздо дальше, чем Новый рынок в Амстердаме.

share
print