В театре «Зазеркалье» подвели итоги двухлетней программы Гёте-института «Культурное просвещение. Диалог России и Германии». Оказалось, что петербургские школьники с удовольствием занимались свободным творчеством.
Этот проект включал в себя конференцию в Петербурге и недельное путешествие петербургских представителей музеев, театров и сферы образования в Германию, где они познакомились с тем, как работают с немецкими школами так называемые «культурные агенты». Это такие арт-менеджеры, у каждого – по пять или три школы. Он придумывает вместе со школьниками различные проекты – то они кино снимают, то музыку записывают.
Смысл в том, что практически нет запретных тем, дети и подростки делают все это не для конкурса или отчета, а потому что это им интересно.
Решили попробовать такое в Петербурге. Гёте- институт объявил конкурс. Весной в город приехали пять молодых арт-менеджеров, которые должны были придумать и сделать пять проектов – с Мариинским театром, Пушкинской, 10, гимназией № 278, детской библиотекой Невского района и театром «Зазеркалье». Смысл тот же – дети и подростки должны стать главными героями, они предлагают и воплощают идеи. Потому что это важно и интересно. В октябре-ноябре все пять проектов были представлены.
Мариинский театр и школа № 14 вместе с немецким арт-менеджером Анной-Катрин Топп (директором Давосского музыкального фестиваля) придумали программу «Мы-оркестр». «Это не то что по телевизору слушать, это душевная музыка», - написал в отзыве один из четвероклассников. Главная задача – увлекательно рассказать «о людях из оркестровой ямы» – была достигнута.
Музей нонконформистского искусства, студенты и немецкий арт-менеджер Александр Фельх (он руководил крупнейшим независимым арт-пространством Вены mo. ёVienna) придумали виртуальный квест по Пушкинской, 10 «Пушкинская-ZEN».
Один из проектов, придуманный Илькой Хальманн, предлагал «заварить кашу в библиотеке» - ребята 9-11 лет из школ Невского района в Центральной районной детской библиотеке написали сами и сделали журнал «Каша-Малаша», темой которого стали герои и кумиры.
Илька рассказывает: «Важным было то, что ребята придумывали вне школы и без учителя, что это не было «процессом передачи знаний», это было свободным творчеством, если воспринимать детей всерьез, то и они отнесутся к работе со всей серьезностью».
Дети узнали, что такое комикс, как брать интервью, сами придумывали своих героев и кумиров, школьники получили возможность быть самими собой, без «красной учительской ручки». Одна из учительниц, пришедшая понаблюдать процесс работы, потянулась было красной ручкой исправлять ошибки, но ее мягко остановили – ошибки дети замечали и исправляли сами. А их героями оказались родители, домашние животные, персонажи «Гарри Поттера» и сказок, а также выдуманные ими самими.
Потрясающим проектом оказалась «Неделя перемен» в 278 гимназии, которая носит имя князя Бориса Голицына. «Неделю перемен» устроили для десятиклассников арт-менеджер Наталия Раабен, Юлия Поцелуева – директор музейного фестиваля «Детские дни в Петербурге» и Елена Коробкова из Петербургской академии постдипломного образования.
Попробуйте-ка на неделю освободить от уроков параллель десятых классов и предложить им придумывать проекты. Понятное дело, подростки с радостью – учиться не надо, но родители и учителя! Да и подросткам надо было понять, что все равно в школу с утра надо идти, но не учится, а творить. Надо было самим найти ответ на поставленный вопрос: что я хочу изменить в школе?
Что получилось? За «Неделю перемен» придумали, как изменить дизайн школьного коридора и помойки. Все сделали сами. Создали в одном из кабинетов пространство для отдыха. Говорят, что теперь оно снова недоступно – консервативная администрация ключ от кабинета не дает.
Еще придумали в обычном классе «Другое пространство». Что можно сделать с самым обычным школьным классом? Погрузив в темноту и сдвинув парты, соорудив мерцающий свет с помощью экранов телефонов и видеопроектора, подобрав музыку и кадры немого кино, подростки абсолютно изменили пространство класса и сыграли там спектакль без слов, но полный тайн. Учителя восхищенно и несколько озадаченно молчали на премьере.
Был там и «форум-театр» - такая интерактивная методика, направленная на решение социальных проблем. Спектакль, посвященный одной из серьезных проблем в этой школе – конфликту из-за распределения старших учеников по разным классам, разыграли прямо на представлении проекта, вовлекли в него родителей и директора.
Самым потрясающим, на мой взгляд, стал проект театра «Зазеркалье» и Франциски Рейманн – двадцать молодых режиссеров – театральных педагогов пришли в девять школ города, чтобы вместе с подростками придумать тему и создать спектакль. Девять коротких спектаклей были показаны в октябре на большой сцене «Зазеркалья» при полных залах.
Так получилось, что общей темой для всех работ стало одиночество. Подростки придумывали все сами – разрабатывали темы, писали диалоги, если того требовала идея спектакля – использовали видео. Они не боялись, наоборот, хотели говорить о том, что мучает – об одиночестве в толпе, в классе и дома, о школьной травле, о любви, о смерти.
Особенно потряс один короткий спектакль «Сеанс», когда подросток говорит о смерти матери – самого близкого человека. В спектакле «Почему?» юноши задают неудобные вопросы прямо в зал. Один из них такой: « Почему нам кто-то навязывает, о чем говорить и думать можно, а о чем – нельзя?».
Самая главная задача проекта достигнута – это было свободное творчество не для отчета и не для конкурса, не для подготовки к экзамену, а просто потому, что свободному человеку нравится создавать, придумывать новое, не скованное рамками, искать ответы на неудобные вопросы и самому задавать их миру.