Истории

Манифест Волкова

В Музее современного искусства «Эрарта» до 11 декабря идет Третий фестиваль Volkov Manifest. Все грани творчества виртуозного контрабасиста Владимира Волкова и его друзей – музыкантов и актеров — от театральных импровизаций до ретро-шлягеров, этноджаза и старинной музыки.

Участники Volkov Manifest — поколение нонконформистов, выросшее на развалинах советской эпохи, в начале 90-х. Блистательные любители «пощечин общественному вкусу» давно стали законодателями хорошего тона на петербургской (и — шире — российской) театральной и музыкальной сцене, не утратив при этом вкуса к раздаче пощечин. Любые жанры они взрывают изнутри, стилевые границы — переходят (по возможности, нелегально), заданные темы — переворачивают с ног на голову. Пластические импровизации на тему «Портрета» Гоголя или перформанс «Фердинанд VIII» на музыку Альфреда Шнитке? Легко, если их устраивают легендарные «инженеры» Павел Семченко и Максим Исаев со товарищи. Отчаянная исповедь с оголенными нервами и одним аккордом? Да, если это дуэт с Леонидом Федоровым: как бы ни называлась очередная концертная программа (на фестивале, например, это была «Труба»), она всегда — об одном и том же, самом главном.

9 декабря настанет очередь ретро. Под грифом «День советско-немецкой дружбы» Владимир Волков, Полина Фрадкина и Йоэль Гонзалес, Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков и Владимир Казаков погрузятся в ностальгию о несбыточном прошлом. В программе в честь Марлен Дитрих песни из ее репертуара «нарушаются» пароксическими комментариями контрабаса и фортепиано. Жизнерадостную ткань разрезают опусы современных композиторов, хорошо известных не только академистам: Дмитрий Курляндский, Игорь Вдовин и Петр Поспелов на любой музыкальный объект глядят изучающе и с легкой отстраненностью, словно из иного измерения. С той же горючей смесью нежности и бунтарства прозвучат фантазии на золотые шлягеры советской эстрады — песни о том, чего не бывает на самом деле.

10 декабря место «бури и натиска» займет медитация над музыкой иных сфер, точнее, иных национальных традиций. В программе «Цвет граната» главный герой — дудук в руках Виталия Погосяна, носителя карабахской традиции исполнительства. Владимир Волков и Владимир Шуляковский (скрипка) максимально деликатно оплетают армянские мелодии своими голосами. Столь же трепетны Волков и Андрей Кондаков в обращении с солирующими валторной и альпийским рогом. Название программы с Аркадием Шилклопером —  «Подводный мир» — как будто намекает и слушателям: не дышать, вы под водой.

11 декабря Volkov Manifest замкнет отнюдь не последнее увлечение контрабасиста, который уже лет двадцать регулярно меняет металлические струны на жильные, а сам контрабас — на виолу да гамба. Владимир Волков – дорогой гость во многих ансамблях старинной музыки. Именно гость, а не постоянный участник: Волков приходит поиграть в радость, а не по долгу службы. Вот и в Эрарте с Назаром Кожухарем и его The Pocket Sympfony поиграет английские консорты (4-5-голосные ансамбли) для виол да гамба XVII века. А с Российским ансамблем старинной музыки Владимира Шуляковского ударится в старинный пляс: итальянская программа «Фолия. Плод любви» тому более чем способствует. Преамбулой к барочным танцам станут танцы средневековые – в исполнении ансамбля Laterna Magica. Наконец, картину затерянного в веках мира дополнит дуэт Екатерины Дрязжиной (флейта) и Константина Щеникова-Архарова (лютня, теорба) с французской музыкой XVII века.

share
print