Истории

Световая партитура Скрябина, Мацуев и Спиваков — на «Площади Искусств» 2016

Хиты Прокофьева и Шостаковича и звезды мировой величины: скрипачка Юлия Фишер, пианисты Денис Мацуев и Елизавета Леонская, «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, лауреат премии «Грэмми» баритон Дитрих Хеншель и сопрано Натали Дессей — в программе XVII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

О премьерном исполнении симфонии Скрябина «Прометей» с использованием света и цвета «МР» рассказал дирижер оркестра Филармонии н. а. России Николай Алексеев.

Партия луча

«Прометей» — это дна из вершин наследия композитора и мировой музыкальной литературы, синтез идей о соответствии между звуком, цветом и светом. В партитуре «Прометея» есть особая строчка для инструмента «luco», который будет свет и цвет демонстрировать в зал. В те времена, естественно, никаких компьютеров и технических средств для этого не было, поэтому Скрябин спокойно исполнял это произведение без света и без цвета. Мы попробуем это сделать. В зале будет 20 проекторов. Все пространство зала будет залито теми фантазиями, которые посетят головы дирижера и художников проекта и будут увязаны с темпом. Это очень интересный видеомэппинг. Работает целая команда во главе с Александром Кибиткиным, художником по свету Михайловского театра.

Чего хотел Скрябин?

На сайте филармонии есть статья Леонида Сабанеева об идее световой симфонии Скрябина и в конце очень верное замечание: «Можно ли осуществить эту симфонию так, как ее хотел Скрябин? В том-то и беда, что неясно, чего он хотел от нее, и есть вероятность, что и ему самому было неясно. Заманчива идея этого могучего психологического резонатора, но, с другой стороны, нельзя отрицать того, что не все моменты «Прометея» такового и при общей продолжительности симфонии она может физиологически раздражать. «Недосочиненность» этой симфонии открывает большой простор для некоторого проблематического режиссера, который должен реализовать и конкретизировать намеки, данные Скрябиным, для чего требуется редкий ассонанс психических миром и специальная одаренность в одновременном созерцании звуков и светов».

Попытки так называемого аутентичного исполнения симфонии уже не раз предпринимались, но мне они кажутся неудачными и неинтересными. Что получится у нас, понятия не имею. Приходите, вместе посмотрим. Мне как дирижеру любопытно потом обменяться мнениями с музыкантами, со слушателями, постоянными и теми, кто из любопытства придет на этот концерт. Интересно узнать, что они больше делали – слушали или смотрели. Или удалось и то, и другое, чего и хотел Скрябин.

Цвет ноты

Когда некоторые люди говорят, что они слышат цвета музыки, это не более чем ассоциации. Цветослух связан с абсолютным слухом, «привязан» к абсолютной высоте ноты. Как известно, Скрябин страдал цветослухом. Это небольшое удовольствие – во время прослушивания музыки еще и воспринимать ее цвета. Римский-Корсаков тоже имел абсолютный слух и цветослух. Я усиленно давлю в себе цветослух всю жизнь. У меня только некоторые тональности связаны с цветами. Если кто-то представляет себе музыку Скрябина, ее невозможно расчленить на желтый, синий, зеленый цвет. Там такой микс! Уверен, что Скрябин, описав эту музыку, понятия не имел, как именно это сделать.
 

Фестиваль Площадь искусств пройдет с 14 по 25 декабря в Большом и Малом залах Филармонии. Подробная программа и расписание на сайте Филармонии.
 

share
print