Культура

Ряженые «взломали» Шереметевский дворец

21 декабря 2016 18:44 Ольга Комок
версия для печати
В Шереметевском дворце – Музее музыки рядом с гигантскими костюмами Андрея Бартенева, видео Влада Мамышева-Монро и раритетными образами «Поп-механики» Серея Курехина соседствуют маски ряженых и портреты футуристов с разрисованными лицами. О концепции выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» «Моему району» рассказали ее создатели.
Ряженые «взломали» Шереметевский дворец

«МР»: Как родилась идея выстроить родословную современного перформанса от футуристов начала XX века и – глубже – от народного театра, ряженых, ритуала?

Лизавета Матвеева, куратор выставки «ОбличьЯ»: Идея показать в выставочном проекте художников 1990-х и нашего времени принадлежит Музею театрального и музыкального искусства. Поскольку это музей со столетней историей и богатыми фондами, нам показалось естественным погрузить современное искусство в художественный контекст, показать и то, чем гордится музей, авангард XX века. Мы наблюдаем, как в разные эпохи художники играли со своими обличьями, примеряли на себя образы, переворачивающие всевозможные стереотипы и нормы поведения. Истоки этой формы искусства — народный театр, ряженые, ритуальные маски. В этой части бесценную помощь оказал Российский этнографический музей.

DSC_3360

Елена Дьякова, куратор этнографического блока выставки «ОбличьЯ»: И ряженые, и футуристы, и современные перформансисты — это люди, которые переодеваются и что-то делают, обязательно включая в свое действо зрителя. Так народная драма «Маланка» перекликается с «Поп-механикой» Сергея Курехина, а брутальные формы Казимира Малевича — с вызывающими костюмами Александра Петлюры или Андрея Бартенева. Ключевой момент в каждой из этих форм искусства — стихийность. Если в театре есть «четвертая стена», а перевоплощениями актеров управляет жесткий сценарий, то игры ряженых или выступления перформансистов свободны от заранее прописанного сюжета и строятся на прямом взаимодействии с публикой и окружающим миром.

DSC_3318

Выставка начинается прямо в парадных залах Шереметевского дворца. Как вы работали с традиционным музейным пространством?

Юрий Сучков, автор идеи, дизайнер выставки: Герои нашего проекта — нарушители человеческого спокойствия и общепринятого миропорядка, неудобные люди. Они, конечно, не могли вписаться в интерьеры классической усадьбы. И мы взломали экспозицию, буквально «взломали» старинный паркет с помощью временных подиумов. Выстраивая своего рода ликбез по истории перформанса, мы ворвались в мир классической красоты, как брутальные скоморохи. На этом же контрасте, взрывая обыденные культурные нормы и отрицая всяческие табу, играют народные ряженые, на нем же основывались футуристы. Современные художники-перформансисты — те же ряженые наших дней. Мы подчеркнули эту преемственность в оформлении выставки и предлагаем зрителю задуматься о смысле искусства нынешних фриков.

DSC_3363

Выставка «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» открыта в Шереметевском дворце – Музее музыки до 14 февраля 2017. Подробности — на сайте музея
 

DSC_3355

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram





Ранее по теме

Проверь себя

Нужно ли передавать Исаакий РПЦ?

Проголосовало: 8648

Все опросы…