Истории

Исаакий не бутерброд

В Генпрокуратуру подано заявление, чтобы отменить распоряжение Смольного о передаче Исаакия РПЦ, как противоречащее закону. Об этом было объявлено на пресс-конференции защитников собора 13 января. Директор музея Николай Буров заметно переживает за уникальный ансамбль, но на открытый конфликт с властью не идет.

Не тряпкой протереть

Буров отметил, что эксперемент с передачей Сампосониевского собора церкви уже показал, что ценностями собора пользуются попы, а ответственность за музейные реликвии несут работники культуры.

- Два человека, директор и главный хранитель несут уголовную ответственность, если что случится с ценностями, которые принадлежат Музейному фонду России, - пояснил Буров.

Он напомнил, что в 2015 и 2016 гг. министр культуры Владимир Мединский говорил, что удовлетворен текущими делами собора. Исаакий — прибыльное и одно из самых посещаемых туристических мест Петербурга и России.

Вопреки жалобам некоторых верующих, в соборе за 2016 год прошло 640 богослужений, на которые пришло менее процента от всех, кто посещал Исаакий. Службы идут с 1990 года по просьбе прошлого патриарха Алексия II. Лишь по средам музей закрыт.

- Я хотел отменить среду как технологический день, но мне объяснили, что мы иначе элементарно зарастем грязью из-за такого наплыва посетителей, - ответил Буров на возражения, что верующие хотят проводить службы и в этот день.

Пользование собором, чего так хочет московская патриархия, это не влажная уборка и проветривание. В соборе тысячи предметов Музейного фонда РФ, которые являются неотъемлемой частью здания.

- Постоянно специальные службы проверяют состояние собора, школьные дети в песочнице не знают о таком. Это не тетенька, которая тряпкой протирает и дверь на ключ закрывает. Здание насыщено сложной аппаратурой, которая следит за температурно-влажностным режимом. Только 56 миллионов рублей в 2016 году мы потратили на замену технологического оборудования. 93 миллиона - на реставрацию живописи. Технических сотрудников у нас 41 человек, не забывайте, что к высотным работам просто так не подступиться: нужен допуск, - отметил Буров.

Нецелесообразно

Многие из коллектива музея работают тут уже по 20, 30 лет, кто-то и полвека.

- Сегодня девять лет, как умер предыдущий директор музея Николай Нагорский. Мои коллеги на кладбище поехали, а я — с вами, - с горькой улыбкой отметил Буров.

Сокращение штата приведет к тому, что без работы останутся 350 семей, 142 несовершеннолетних ребенка останутся у них на руках, 41 ветеран музея и из них 24 ветерана ВОВ покинут многолетнее место работы.

Туристы валят таким потоком, что летом в Исаакиевский привлекают дополнительно 58 гидов. В подвалах собора размещены блокадные экспозиции. Именно тут жили и работали музейные сотрудники в войну, ценой жизни сберегая то, на что покушаются церковники.

Экскурсии проводятся не только среди учащихся, специальные программы разработаны музеям для людей с особенностями развития. Этот опыт был востребован музейным сообществом России и мира. Например, у музея «Исаакиевский собор» подписаны соглашения с Казахстаном, шанхайскими музеями.

Среди аргументов тех, кто хочет отнять собор, будто Буров и его коллеги погрязли в коррупции.

- Нас постоянно проверяют. Три плановые проверки прошли только в декабре, сейчас трудовая инспекция проверяет. Хотя у меня сертификат лучшего работодателя, - подчеркнул директор музея.

Решение Смольного он назвал нецелесообразным и признался, что не понимает, зачем чиновники так поступают.

Другой участник пресс-конференции –директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. Его многолетние противостояние с РПЦ закончилось тем, что контракт с ним, после 17 лет службы, не продлили.

- Кажется, Маркс сказал, что «церковь скорее откажется от 10% своей веры, чем от 10% прибыли». Да отдайте им «Зенит-арену» лучше. Зачем ломать то, что уже сложилось? Нашему музею вот 80 лет, и благодаря тому что в здании находится музей, оно сохранилось, - заявил Боярский.

Интересы губернатора и РПЦ

Как рассказала один из инициаторов общественной кампании в защиту собора Полина Костылева, за два дня, как был запущен сайт кампании, свои подписи за сохранение Исаакия оставили 20 тысяч человек.

- А 50 тысяч человек посетили сайт. Получается, 30 человек в минуту динамика. Мы показываем власти, что нужен диалог. 70% подписавшихся – петербуржцы, подписывают со всех регионов страны. Там нет ботов, их отсеивает система проверки, - уверила Костылева.

Руководитель петербургского отделения антикоррупционной организации Transparency International Дмитрий Сухарев сообщил, что 12 января отправил обращение в Генпрокуратуру на распоряжение Комитета имущественных отношений, который начинает процесс передачи собора церкви. Согласно федеральному законодательству Смольный должен был опубликовать письмо от РПЦ, в котором та просит собор. Этого сделано не было. Сухарев вообще подозревает, что дружба Полтавченко и людей в рясах — ни что иное как конфликт интересов.

- Исаакий не бутерброд, чтобы отдавать его туда-сюда. Пускай все остается, как было. Более того, закон предусматривает музею равноценную замену, - сказал Сухарев сделав ударение на предпоследнем слове. Город отдает музею разгромленное концертно-выставочное пространство на Думской улице, которые надо ремонтировать года три.

- Собор святого Петра в Риме, - уловив иронию, пошутил Буров. - Когда заглот начинается, хочется еще и еще. Меня, наверное, надо уволить по профнепригодности, раз я довел музей до фиаско. С другой стороны, я взял музей с доходом 360 млн, оставляю с доходом в 800 млн. С посещаемостью 2,6 млн, а оставляю с 3,9 млн, - сказал Буров.

Исход из кухонь

Впрочем, директор музея при губернаторе Валентине Матвиенко руководил Комитетом культуры, и устраивал «путинги». Буров — доверенное лицо как Путина, так и градоначальника Георгия Полтавченко. Поэтому Буров сообщил, что не идет на конфликт с властью, и собор в 18 января закроется в 16 часов, потому что в шесть вечера на Исаакиевской площади соберуться защитники памятника на встречу с депутатами Борисом Вишневским, Максимом Резником и Алексеем Ковалевым.

Ковалев также выступил на пресс-конференции. По его мнению, церковники умолчали, что закон позволяет оговорить в договоре пользования, что оплату содержания собора должен взять на себя город, а не РПЦ. Если так произойдет, попы ни копейки не вложат в собор, но будут решать кому, когда и как туда ходить. К тому же пользователь должен распоряжаться объектом согласно своему уставу. Ковалев усомнился, что в уставе РПЦ прописана организация экскурсий.

- Идет борьба за приобретение церковью источника неконтролируемых доходов. Если начнется такая экономическая деятельность «через пожертвования», я первый напишу заявление в прокуратуру о мошенничестве, незаконном предпринимательстве, уход от налогов в особо крупном размере. Подписаться в Интернете просто, как сидеть раньше на кухне при включенной воде. Я понимаю, у нас сейчас даже на выборы не ходят, но я хотел бы, чтобы сегодня как можно больше людей пришло на сход у Исаакиевского собора, - выразил надежду депутат.

share
print