Истории

Горные лыжи во имя здоровья нации

Как поставить на лыжи всех школьников Петербурга и Ленинградской области, должно ли государство помогать развиваться горнолыжным курортам, и можно ли сделать этот вид спорта более доступным — обсуждали участники VII–ой Международной Конференции им. А.Н. Ковалёва, ежегодно проводимой Горнолыжным союзом России в январе в комплексе «Золотая Долина» в Коробицыно.

Это может вызвать удивление, но Ленинградская область, не имеющая на своей территории горных массивов, по уровню развития горнолыжной инфраструктуры и числу склонов для катания является одним из самых продвинутых регионов России. Конечно, высокогорные курорты Кавказа предоставляют больше возможностей для любителей и профессионалов, зато до областных склонов из Петербурга можно добраться всего за полтора часа, что способствует росту популярности этого вида спорта у жителей города и области. В выходной день при наличии снега и хорошей погоды горнолыжные курорты едва справляются с наплывом посетителей. Увы, таких удачных дней за весь сезон редко бывает более тридцати, и то, если не обманет со снегом переменчивая петербургская зима. За вывеской внешнего благополучия кроется множество проблем, над решением которых представители горнолыжной индустрии бьются уже не первый год. Пока без особого успеха, но, не теряя надежды на лучшее.

Слишком мало, чтобы заметили

История развития горнолыжных курортов России в целом и в Ленобласти в частности — это, прежде всего, истории энтузиастов, влюбленных в горы, снег и скорость, которые с «нуля», без опыта и знания специфики лыжной индустрии, создавали первые горнолыжные комплексы, зачастую используя оборудование, созданное полукустарным способом. Со временем появились и инвестиции, и современные технологии, и возможность изучить зарубежный опыт. Но былые энтузиасты, кажется, так и не смогли до конца переквалифицироваться в бизнесменов. Редко на каком деловом мероприятие можно встретить столько людей, искренне увлеченных своим делом, в буквальном смысле, с огнем в глазах, как на конференции Горнолыжного союза России, которая в январе уже в седьмой раз прошла на одном из курортов Ленобласти.

Список обсуждаемых проблем, увы, не меняется который год: отрасль остро нуждается в правовом регулировании, что требует внесения изменений в огромное число федеральных законов. Горнолыжный союз занят разработкой проекта федерального закона, но без политической поддержки этот процесс рискует увязнуть в бесконечных согласованиях на уровне министерств и ведомств. Всеволод Шевелев, летом 2016 года избранный президентом Горнолыжного союза на ближайший год и представляющий курорты Северо-западного федерального округа, отметил, что созданная 4 года назад организация сегодня объединяет порядка 400 горнолыжных комплексов со всей России. Проблема в том, что с точки зрения федеральных чиновников эти 400 компаний – слишком малая величина, чтобы вводить для них отдельное регулирование. «Отношение к нам такое же, как к ларьку с шавермой», – сетуют представители отрасли, между тем экономика горнолыжного бизнеса имеет серьезную специфику.

Курорт зарабатывает только в зимний сезон, продолжительность которого в той же Ленобласти в самом лучшем случае не превышает пяти месяцев. Остальные семь месяцев рентабельность бизнеса отрицательная или нулевая. А платить зарплаты, налоги, арендную плату за использование территории лесного фонда, которая для курортов определяется по самой высокой ставке (примерно в 10 раз выше, чем для лесозаготовителей), нужно круглый год.

Не говоря уже об окупаемости инвестиций. Например, подключение дополнительных эклектических мощностей, без которых те же курорты просто не смогут развиваться, обходится в десятки миллионов рублей. Закупать 99% оборудования –подъемники, ратраки, снежные пушки — приходится за рубежом и за валюту, что после падения курса рубля также негативно отразилось на доходности бизнеса. Рассчитывать же на импортозамещение в этом сегменте не приходится — за мировыми производителями десятки лет опыта и совершенствования технологий, а российский рынок слишком мал — тех же ратраков в год закупается порядка десяти на всю страну, чтобы вложения в подобное производство имели смысл. А ведь это лишь самые очевидные проблемы горнолыжной отрасли

Человек, вставший на лыжи, — это уже другой человек

По мнению представителей Горнолыжного союза, особенность этого бизнеса в том, что сочетает в себе коммерческую и социальную функцию. Если не считать объектов, возведенных к Олимпиаде в Сочи, большая часть горнолыжной инфраструктуры в России (а это, на секундочку, олимпийский вид спорта!) является коммерческой. То есть государство не вложило в ее создание ни копейки, что не мешает использовать эту инфраструктуру для подготовки спортивных кадров. Вопрос, в какой форме и за чей счет?

Руководители горнолыжных курортов уже не первый год вынашивают идею поставить на лыжи все школьников Петербурга и Ленобласти, благо перед глазами есть успешный пример Челябинской области, где подобная практика при поддержке региональных властей существует уже несколько лет. Формально это можно сделать в рамках третьего дополнительного урока физкультуры, тем более что регионы, имеющие собственную спортивную инфраструктуру, могут получить субсидию федерального бюджета на организацию таких занятий. На практике организация выездных мероприятий для школьников за последние годы оказалась настолько зарегулирована, что реализация этой идеи может наталкивается на множество препятствий. Курорт «Красное озеро» в порядке эксперимента организует уроки для школы поселка Мичуринское, но держится все на заинтересованности руководства курорта и директора школы, действующих де-факто на свой страх и риск.

Владельцы курортов подчеркивают, что не претендуют на получение бюджетных денег — нужно просто устранить препятствия, мешающие отрасли развиваться. Лучше, если государство поддержит школы или напрямую, школьников, сделав горнолыжный спорт общедоступным. И не только ради высоких спортивных достижений, но и просто ради будущего. Ведь человек, однажды вставший на горные лыжи, обязательно захочет сделать это снова. 

share
print