Истории

Исаакий открылся незрячим

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» завершил работу над экскурсионным маршрутом «От ощущений к чувствам» для слепых и слабовидящих людей и представил его.

Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге.

(Евангелие от Марка)

В музее есть сектор по работе с маломобильными посетителями. Его специалисты в сотрудничестве с Петербургской государственной библиотекой для слепых и слабовидящих больше пяти лет назад начали разрабатывать проект доступности музейного богатства.

Теперь  проект полностью готов. Незрячий человек, придя в собор, получает карту маршрута с брайлевским шрифтом, аудиогид с брайлевской панелью, а также сопровождающего сотрудника. Все это бесплатно, время маршрута – не ограничено, можно оставаться столько, сколько хватит сил и интереса – хоть до закрытия музея, никто не гонит, мол «экскурсия рассчитана на сорок минут». Устал – можно присесть отдохнуть и двигаться дальше.

Заведующий сектором работы с маломобильными группами Анатолий Шарий провел по маршруту журналистов и музейных педагогов. Мы зрячие, а вот незрячий человек сначала определяет по специальной карте – где, в какой части города расположен Исаакий. «Читая» руками рельефную схему, слушает аудиогид об истории создания храма. Кстати, аудиогид озвучил директор музея -  народный артист России Николай Буров.

Дальше человек движется к разборному макету  собора – очень важно на кончиках пальцев представить себе это здание, ощутить его мощь и гармонию, почувствовать архитектурные детали. У модели верхняя часть съемная – для того, чтобы узнать, как устроено здание изнутри. И далее, получив представление об Исаакиевском соборе в целом, можно начать постигать внутреннее убранство памятника, его роль как православной святыни, его художественные особенности. 

Представление о внутреннем убранстве дают рельефные копии фрагментов – живописи, камня, мозаики. «В мозаичной мастерской Академии художеств мы заказывали три вида мозаики – безшовную, густошовную и полированную, - рассказывает Анатолий Шарий. – Мы детям потом разрешаем прикоснуться и к подлинной мозаичной фактуре».  Ближе к алтарной части собора – рельеф, позволяющий узнать, что такое алтарь и иконостас, как устроен православный храм. Включается аудиогид и люди слушают про Тайную вечерю, чтобы через эту историю ближе понять то, что почувствовали на кончиках пальцев.

Потом незрячие знакомятся со скульптурным убранством собора – художественным литьем, красотой Больших южных дверей. Аудиогид обращает внимание на сцену Крещения и тщательно созданные скульпторами детали.

Рельефов шесть,  все они снабжены тифлокомментариями и  установлены на массивных дубовых подставках – чтобы не диссонировать с внутренним убранством собора. Стоимость их создания – около пятисот тысяч рублей, закуплено десять новых специальных аудиогидов, со всеми экскурсоводами и сопровождающими проведено обучение – специалисты музея должны знать особенности психики и психологии, восприятия мира незрячих людей.

В целом программа «От ощущений к чувствам» стоит никак не меньше миллиона рублей, незрячим людям она бесплатна. В 2015 году таким образом с музеем памятником познакомились свыше четырехсот незрячих и слабовидящих людей, в прошлом – почти 900 человек. Не только из Петербурга, но из из Ленинградской области, Москвы и Подмосковья, даже из Германии были. Сейчас, когда маршрут полностью готов, желающих будет еще больше.

«Надеюсь, что,  несмотря на политические перипетии, эта программа будет действовать в музее, - говорит Алексей Колосов, председатель Петербургского отделения Всероссийского общества слепых. – Она дает возможность незрячему человеку почувствовать масштаб Исаакиевского собора, любое прикосновение к искусству – это для нас один из путей творческого развития».

«Наши ученики – любимые посетители Исаакиевского собора – музея-памятника, - продолжает мысль Колосова Алексей Мухин, директор школы № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К. Грота. – На минувшем Международном культурном форуме мы говорили об этом проекте, о том, что у него большое будущее».

«Музей «Исаакиевский собор» одним из первых начал работать на серьезной научной методической основе в этом направлении, - слова Ольги Устиновой, директора Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. – Именно этот музей первым понял, что важно не только адаптировать среду, но и подготовить специалистов к общению с незрячими людьми». «Мы надеемся, что будет сохранена музейная экспозиция и ситуация с музеем сложится благополучно», - резюмировала директор библиотеки для слепых.

Я вспомнила полемику, разгоревшуюся в соцсети после двух акций, состоявшихся 12 февраля – верующих, которые были присланы благочиниями по письму митрополита Варсонофия и горожан, опоясавших тройным живым кольцом собор и скандировавших «музей».

На мою реплику о программах для опорников и незрячих, о том, что РПЦ не будет их сохранять, один из оппонентов заявил: «Неужели церковь будет вам мешать заниматься с инвалидами?» То есть в свободное от основной работы время пришли и позанимались на общественных началах. Я задала вопрос Ольге Устиновой: как она относится как профессионал к такой постановке вопроса.

 «Создание такого маршрута и работа с незрячими людьми возможна лишь на профессиональной научной основе при соответствующем финансировании и поддержке, - ответила Устинова. – Надо знать, как адаптировать музейное пространство, знать, что модель не должна быть точной копией, а обобщенной, но при этом дающей представление об оригинале, создание рельефных изображений – это тоже целая наука, а про знание психологии и особенностей незрячих людей я уже говорила».

А я вот думаю – разве то, что делает музей для тех, кому не дано видеть Божьего мира – это не по-христиански, не милосердно? Не соответствует тому, что исповедует вера православная? Зачем это уничтожать? В соцсети ни один из моих оппонентов не дал ответа на этот вопрос.  Аргумент был один: «Зато вход будет бесплатный, и когда захочу – забежал, свечку поставил, помолился».

share
print