«Вик. Живописные фантасмагории» - выставка памяти петербургского художника, изографа, поэта, музыканта Вячеслава Забелина открыта в галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Вик умер год назад – 16 февраля, скоропостижно, в реанимации Боткинской больницы после гриппа. Нынешняя выставка – уже не первая посмертная выставка художника, который был ярким представителем ленинградского андеграунда.
Вик (Вячеслав Юрьевич Забелин) родился в Монголии в 1956 году в семье офицера Советской армии. С 1957 года жил в Ленинграде. Окончил ЛХПТУ № 11 по специальности краснодеревщик-реставратор и учился в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова, откуда был исключен за формализм в 1973 году.
Художник работал реставратором в музее-заповеднике «Петергоф», художником в ленинградских театрах – Александринском и театре кукол имени Евгения Деммени. В 1975 году Вик вместе с Аленой и Сергеем Сергеевыми основал группу художников-нонконформистов «Алипий», которая существовала до 1983 года и провела серию неофициальных (квартирных, уличных, выездных) и четыре официальные выставки. Эту группу художники назвали по имени архимандрита Алипия – наместника Псково-Печерского монастыря, человека необыкновенной судьбы – строителя Московского метро, танкиста Великой Отечественной, монаха, художника, коллекционера, реставратора, человека, приложившего немало личных усилий в деле возвращения в Псково-Печерский монастырь украденных нацистами сокровищ монастырской ризницы.
В 1960—1970-е годы к отцу Алипию за духовной поддержкой приезжали и получали её многие представители ленинградской интеллигенции, особенно художники, обращавшиеся к христианским темам, возрождавшие традиции иконописи, среди них были Михаил Шемякин, искусствовед и реставратор Савва Ямщиков, Вик и многие другие.
Значительный след в жизни художника оставили его поездки в Крымскую астрофизическую обсерваторию АН СССР, которая в 1970-1980-х годах была неформальным культурным центром, где проводились нелегальные выставки, концерты, поэтические чтения, распространялся самиздат. Первая персональная выставка Вика прошла в 1982 году именно в Крымской астрофизической обсерватории.
Петербург был нередко главным действующим лицом многих его картин. В собрании Государственного музея истории Петербурга хранится серия стилизованных под лубок работ с петербургскими типажами XIX века, выполненная Виком в 1982-1983 годах по заказу музея.
Мимо плачущих лип и разбитых мансард
Я иду вверх ногами,ступаю назад
По желтеющим граням альбомного сна,
Где как в детстве, бывает густой тишина,
Где мгновенья сухие, как кровли хибар
И старушечьи лица, в цветах и гробах
При моём приближении будто дрожат
И заводят стеклянный, невидящий взгляд.
Страха нет. Безучастно я падаю вниз,
В города без людей и летающих птиц.
Вик принимал участие в создании Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), в основании первых городских галерей «Анна», «Арт-коллегия», «Ариадна». Он был членом Международного товарищества «Свободная культура», Санкт-Петербургского творческого Союза художников и Ассоциации русских художников Парижа; автором идеи и координатором международных художественно-литературных проектов «Сборник», «Мера всех вещей», «Палитра созвучий». Его работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, Музее нонконформистского искусства, в других музея и галереях России, Европы, Америки.
«Большинство художников, выработав узнаваемый стиль (правда, немногим это удается), в дальнейшем строго его придерживаются, ни на йоту от него не отклоняясь. Вик выбрал принципиально другой путь и на протяжении 43 лет своей творческой жизни ему следовал.
Он менял стили «как перчатки» и даже в одной работе иногда употреблял их дюжину, - написал о творчестве художника куратор выставки в галерее «Сарай» Валерий Вальран – петербургский художник, фотограф, искусствовед. - Творчество Вика фантасмагорично не только по стилю, но и по содержанию. Он населяет пространство холста ассоциациями, видениями, переживаниями, воспоминаниями, которые, облекаясь в зримые образы, причудливо и нелогично переплетаются и перебивают друг друга. Иногда эти фрагменты потока сознания заключены в клейма (овальные, круглые, прямоугольные и т. д.), но чаще они вплетаются в общую ткань живописного повествования, смешивая различные пространственные и временные планы».
На выставке в галерее «Сарай» представлены работы 1980-х годов (стилизованные под лубок сцены городской жизни), триптих «Андалусия» (1997), три портрета 2014 года (Виктора Кривулина, Тимура Новикова, Сергея Курехина), полотна из серии «Танец» (2014), автопортреты художника разных лет и другие работы.