Истории

Марш покорных

Крестный ход за передачу Исаакиевского собора РПЦ 19 февраля 2017 года получился многочисленным. Пятничное заявление «высокопоставленного источника в Кремле» о том, что с Владимиром Путиным передачу собора не согласовали и надо искать компромисс, спутало карты представителям епархии и заставило говорить примирительные речи.

По сложившейся традиции с утра многие верующие приезжали к Исаакию на автобусах. Дело в том, что на ежедневных службах в соборе присутствуют около 30 прихожан, а обеспечить такими силами демонстрацию массовой поддержки передаче Исаакия РПЦ не получится. Поэтому неделю назад на крестный ход собирали специальным циркуляром из епархии, но силами православных массовость обеспечить не удалось и 500 участников крестного хода смотрелись мелковато, в сравнении с 3,5-4 тысячами участниками акции «Синяя лента», три раза опоясавшими собой собор в знак протеста против уничтожения музея.

К 19 февраля в епархии готовились еще более основательно. Нужно было непременно показать всему миру – православных тоже много и больше чем противников передачи собора церкви. К делу подключилось движение «Сорок сороков», в Сети появился плакат, по принципу хорошие «мы» и плохие «они».

Но тут в пятницу, 17 февраля, под вечер три крупнейших государственных информационных агентства залпом выдали информацию со ссылкой на источник в Кремле. Оказалось, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко не согласовал передачу Исаакиевского собора РПЦ с президентом Владимиром Путиным, закрытый социологический опрос сделанный по заказу Администрации президента показал две трети недовольных передачей петербуржцев, рейтинг власти в городе упал на 23 пункта и вообще, нужно искать компромисс.

В итоге на мероприятии не было ни одного депутата и чиновника. Виталий Милонов, отличившийся высказываниями о предках Бориса Вишневского и Максима Резника, варивших в котлах христиан, на этот раз не пришел. Случился скандал, Милонова обвинили в антисемитизме. Его слова осудил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Посольство Израиля обратилось к российским властям с просьбой прекратить участившиеся антисемитские высказывания. Остался в стороне и его приятель – депутат Законодательного собрания Алексей Цивилев.

Индивидуальную молитву предпочел групповой предводитель «воинства христова», а в миру спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров – самый активный сторонник передачи Исаакия церкви аж к нынешней Пасхе. А вдруг и правда, не согласовали с Путиным? Лучше посидеть дома – от греха подальше.

Тезис о том, что «забираем храм себе и точка», оказался засунут в долгий ящик. По сути, в такой ситуации крестный ход терял всякую актуальность, но отменить его, значило потерять лицо. Поэтому утром 19 февраля в собор пришли верующие со всего Петербурга и не только. Например, поддержать своих петербургских братьев приехали представители клуба «Ночные волки» из Москвы.

В храме было много вездесущих казаков, людей в форме ополченцев Новороссии и футбольных фанатов. Перед иконостасом молились истово. Некоторые даже падали на колени. Поближе к выходу народ тихонько беседовал. Многие пришли с маленькими и даже грудными детьми – «гриппа не боимся. Господь убережет».

Народ приходил в храм до самого начала крестного хода. Оно сильно затянулось. Архиепископ Петергофский и ректор духовной академии Амвросий увлекся проповедью. Она была на удивление примирительной. Заранее, перед прощенным воскресением он попросил прощения у сотрудников музея и его директора Николая Бурова. Он также рекомендовал не устраивать митинг из крестного хода. Но это плохо получилось. Люди с имперскими флагами и портретами Николая II пришли скорее на митинг, а не на крестный ход. Амвросий говорил долго, а в это время его семинаристы-первокурсники мерзли на площади, ожидая начала действа.

9

Парни в коротких пальтишках, многие без шапок и перчаток стояли без движения на холодном ветру под снегом почти 40 минут. Мокрые иконы в закоченевших руках, снег в лицо и казак, бродящий вдоль благочестивого строя, гоняющий фотографов.

8

Они пытались спастись от холода и ветра, закрывались иконами. Некоторые пытались протирать иконы. С них капало, но они ждали, пока их ректор Амвросий под зонтиком выйдет на крестный ход. Все равны перед Богом, но кто-то явно ровнее – это еще раз доказал ректор духовной Академии.

За озябшими семинаристами шли дети с розами в руках, хоругвеносцы в золотых стихарях, как завещал недельной давности епархиальный циркуляр. Верующие шли вокруг храма, а потом вернулись в него погреться и быстро стали расходиться.

После окончания крестного хода представители епархии сказали, что в мероприятии участвовали 10-12 тысяч человек. Святые отцы все время излучают излишний оптимизм по явке. Более консервативную цифру выдала полиция, по ее данным крестный ход собрал 8 тысяч человек. По моим наблюдениям - это был многочисленный крестный ход. В нем приняли участие 3-4 тысячи человек.

Все прошло спокойно. Ведь основной состав участников – это женщины. Молодые и не очень, зато они очень покорные – эти верующие женщины.  

share
print