Истории

Разные войны европейских школьников

Выставка «Разные войны: национальные школьные учебники истории о Второй мировой войне» открыта в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. По данным корреспондента MR7.ru, провести выставку в музее блокады не разрешили в Смольном.

Различия в описании и восприятии Второй мировой войны, раскрытые в современных школьных учебниках Чехии, Германии, Италии, Литвы, Польши и России, представлены на выставке в Петербурге, проходящей  в феврале 2017 года.

В странах Европейского Союза англоязычная версия выставки с успехом прошла в Праге, Страсбурге и Милане. Русская версия экспозиции была показана в Москве, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Красноярске. В Петербурге планировали открыть ее в Музее обороны и блокады Ленинграда,  но, по данным MR7.ru, свое вето наложил Смольный.

Поэтому выставка открыта в Академии постдипломного образования, где, кроме переподготовки учителей, занимаются и созданием школьных учебников, их рецензированием и обучением учителей работы с ними.

В экспозиции представлены национальные и тематические сюжеты обозначенные в школьных учебниках европейских стран, в том числе и почти не обсуждаемые в нашей стране. «Мы стремились показать специфические моменты для каждой из представленных здесь стран, показать то, что ранее было неизвестно за пределами данной страны. Однако тема Второй мировой войны является универсальной, поэтому мы стремимся показать нашу работу везде, где только можно», - говорит  Алиция Ванцеж-Глуза, польский историк, одна из авторов выставки.

Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал», один из создателей и куратор выставки отмечает общее в учебниках – мир победил фашизм совместно. «Несмотря на разность интерпретации истории войны, у национальных историографий есть общая мысль – Мир совместными усилиями победил коричневую чуму – это всех объединяет, значит, есть предмет диалога, есть о чем договариваться, размышлять куда вместе идти. Мне кажется, что подход современных учебников должен быть не манифестирующим,  а задающим вопросы, которые подвигают людей на размышления. Как и почему произошло то, что произошло», - сказал Латыпов.

Процесс создания совместных учебников начался, но идет он очень трудно. «В 2010 году вышел  французско-немецкий учебник, два года назад  в Петербурге было издано учебное пособие русско-немецкое, - говорит Латыпов. - Это очень трудные шаги, иногда спорные, но надо приветствовать их, добиваться того, что мы можем не только обмениваться санкциями, а совместно вспоминать и договариваться».

Для самого Роберта определенным эталоном являются немецкие учебники: «В них нет дидактики, авторы добиваются того, чтобы у учеников возникали вопросы. Поэтому там предлагается анализировать исторические документы, тексты Гитлера из «Майн кампф», пропагандистские тексты Геббельса, вырезки из газет, свидетельства очевидцев – все это есть в учебниках. Школьники ищут ответы на вопрос - почему страна пришла к нацизму. Вот здесь на стенде – фрагмент прощального письма солдата вермахта из Сталинградского котла, это письмо есть в школьных учебниках и оно показательно:  «Масштабной битвы не будет, не жди объяснений ситуации, сложившееся у нас, требуй их от того, кто в ответе за это».

Исследователь показывает немецкий стенд и рассказывает историю о том, как поколения школьников в одной немецкой гимназии из десятилетия в десятилетие погружались в слои исторической памяти. Вот табличка, установленная на здании гимназии  Шверштрассе в конце Второй мировой – здесь было бомбоубежище, куда попала английская бомба и погибли мирные жители немецкого городка Холингена. В семидесятые годы школьники, изучая историю, выяснили, что раньше здесь – в школе с бомбоубежищем была синагога. И появилась, причем по инициативе учителей, еще одна доска – о том, что здесь с 1872 года была синагога, закрытая в 1939 году преступным решением национал-социалистов, а еврейская община уничтожена.

А 26 августа 2005 года перед входом в школу был  по инициативе группы учеников заложен  первый «камень преткновения». При этом Латыпову непонятно, почему в немецких учебниках нет упоминания о том, что 15 тысяч молодых немцев за отказ служить в войсках вермахта были расстреляны, хотя  обязательно есть текст о Софи Шолль и группе немецкого Сопротивления «Белая роза».

Латыпов говорит о том, что представленное на этой выставке обогащает российские знания о Второй мировой войне: «Когда я рассказываю о внутренней украинско-польской войне, о геноциде поляков УПА, Волынской резне, а в ответ – убийствах украинцев Армией Крайовой – об этом знают профессиональные историки, но мои сограждане не знают, они не знают о том, чем отличалось польское Сопротивление от партизанского движения в СССР, что было в Литве, в Чехии, в Италии и т. д.  Многие из этих знаний невероятно тяжелы и нелицеприятны. Но эта выставка не о прошлом, а о сегодняшнем дне: как мы помним, что и почему».

Андрей Юров, правозащитник, член совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, уверен, что «нужны проекты общеевропейские, возможно, новое осмысление - если спустя 70 лет у нас разные учебники о Второй мировой, то это значит,  что в Европе это все еще болит и об этом надо говорить».

Особое внимание уделено тому, как в школьных учебниках разных стран представляют  начало Второй мировой войны и пакт Молотова-Риббентропа, тему Холокоста, коллаборационизм и оккупацию территорий, тему жертв войны и расстрелов военнопленных, а также депортации.

Анна Рапопорт,  доцент кафедры культурологического образования Академии постдипломного педагогического образования, рассказала, что для выставки разработано несколько видов занятий с учителями и школьниками. На вопрос корреспондента MR7.ru, что на выставке будет наиболее сложным для восприятия современных петербургских школьников, она ответила, что, скорее всего, сложности возникнут при обсуждении того, кто же является жертвами войны и коллаборационистами.

«А тема депортации?», - задала я вопрос.  «Про  трагедию депортации целых народов я уже не говорю – для наших школьников она практически неизвестна», - ответила Анна Рапопорт.

Экспозиция открыта до 21 апреля в Академии постдипломного образования, что на улице Ломоносова, 11-13, аудитория 429 с 9:30 до 18:00 в будние дни. Вход свободный.

share
print