Истории

Память о репрессированных народах

Ежегодно в середине февраля в Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходят вечера памяти – чеченцы, ингуши, другие представители народов Кавказа, крымские татары вспоминают трагический февраль 1944 года, когда по указу Сталина тысячи людей были выселены со своих родных мест и отправлены в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан.

В этот раз на вечере вспоминали не только февральскую депортацию 1944 года, говорили о трагедии советских депортаций вообще. Им подверглись финны, немцы и другие народы.

Среди выступавших был нынешний житель поселка Нойдорф-Стрельна Лев Артурович Берг, этнический немец, родившийся в казахстанской ссылке. «Каждый из нас должен детям и внукам рассказать, что рассказывали нам наши родители и что помним мы», - говорил Берг.  Его семью  вместе с другими немецкими семьями выслали в начале Великой Отечественной.

Один день на сборы. Его отец учился в Харькове в техникуме, когда пришла повестка – думал, в военкомат, на фронт. Пришел. Закрыли в комнате, в которой оказалось еще 50 таких же, как он. На следующий день под конвоем – к железнодорожным путям, месяц поезд шел на Восток. Осенью выгрузили в казахстанской степи: сами ставили столбы, натягивали проволоку, сооружая лагерь. Каждое утро выносили умерших за черту лагеря. За зиму из 1200 выжило чуть больше половины. Берг родился в 1949-м под Кустанаем, помнит, как до 1956 года отец брал его с собой – «ходить отмечаться».

Ныне Берг живет в Стрельне, где была немецкая колония, а в первые дни войны всех немцев колхоза «Роте Фане» забрали и выслали. Хотя многих арестовали еще в 1937-38 годах.

«Депортации, или насильственные миграции, — это одна из специфических форм или разновидностей политических репрессий, предпринимаемых государством по отношению к своим или чужим гражданам с применением силы или принуждения.

Во многих случаях депортации являлись лишь прелюдией к физическому уничтожению депортируемых (это, в частности, специфично для немецкой «технологии» геноцида европейских евреев и цыган, предусматривавшей - перед отправкой в лагеря уничтожения - их промежуточную изоляцию в «накопительных» концентрационных лагерях) или элементом более комплексной репрессии, когда, например, депортации подвергаются члены семей, главы которых репрессированы иным и более суровым способом (именно это весьма характерно для советской карательной системы).

Нередко депортации комбинировались с другими видами репрессий, в том числе и с более слабыми, как, например, срочное или бессрочное поражение в избирательных правах, – пишет в своей  новой книге «Историомор,  или Трепанация памяти. Битвы за правду о ГУЛАГе, депортации, войне и Холокосте» Павел Полян,  российский географ, историк, писатель и литературовед. –   Государство рабочих и крестьян, неустанно декларировавшее верность интернационализму и классовому подходу, на практике эволюционировало к сугубо националистическим целям и методам.

Наиболее яркий пример — так называемые «наказанные народы», причем наказанием, собственно говоря, и являлась их депортация. Представителей этих народов выселяли целиком и не только с их исторической родины, но и изо всех других районов и городов, а также демобилизовывали из армии, так что фактически такими этнодепортациями была охвачена вся страна (напомним, что такого рода репрессии мы называем тотальными депортациями). Вместе с родиной у «наказанного народа» отбиралась, если она была, национальная автономия, то есть его относительная государственность. В сущности, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий (их общая численность — около 2 млн чел., площадь заселенной ими до депортации территории — более 150 тыс. кв. км). Но под определение тотальной депортации подпадают еще три народа — финны, корейцы и турки-месхетинцы».

Книга Павла Поляна будет представлена автором вечером 23 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

share
print