Культура

Александр Титов: Дирижер должен впрыснуть инъекцию вдохновения

18 апреля 2017 15:04 Ольга Комок
версия для печати
Государственный академический симфонический оркестр Петербурга двумя концертами отметит свое 50-летие и возвращение Александра Титова: с января 2017-го известнейший петербургский дирижер снова руководитель оркестра. О празднике и буднях Александр Титов рассказал «МР».
Александр Титов: Дирижер должен впрыснуть инъекцию вдохновения Фото: spb-orchestra.ru

Поздравляя вас и публику с возвращением к руководству одним из ведущих петербургских оркестров, не могу не задаться вопросом, какой теперь будет репертуарная политика ГАСО? Чего ждать?

Политика остается такой, какую задумали, а потом и закрепили в названии коллектива отцы-основатели оркестра: «Оркестр старинной и современной музыки». Зацикливаться только на барокко или классике сейчас невозможно. Мы варимся в таком котле, что каждый день в России и в мире происходит что-то новое, разное, интересное.

Неужели станете исполнять суперсложные, авангардные партитуры XXI века?

А почему бы нет, если появляется такая возможность? Не забудьте, мы с новой музыкой сталкиваемся как минимум два раза в год, в рамках фестивалей «Музыкальная весна» и «От авангарда до наших дней». Там звучит всякая музыка – сложная, простая, неинтересная, или наоборот, чрезвычайно свежая. Но наша основная линия все равно – классика. Мы обязаны заниматься воспитанием публики. То есть, сначала надо объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, а уж потом они сами решат, курить им или нет. Так наши абонементы и сверстаны: русская и западная классика, то, без чего нельзя.

Есть ли в планах какие-то особенно крупные премьеры, большие интеллектуальные проекты, переворачивающие музыкальный мир? Ведь такими вы и прославились в Петербурге и не только.

Я бы сместил акцент: у нас в последнее время просто нет проходных концертов, каждый чем-то отмечен, будь то особая программа или известный солист. Я не помню программ, которые бы мне не нравились, я таких просто не составляю. И, конечно, важно хорошее звучание оркестра. Если с нами играет какой-нибудь супер солист, оркестранты стремятся превознести его своим звуком. Мотивация хорошей игры музыкантов зависит и от солиста, и от дирижера. Дирижер должен впрыснуть инъекцию вдохновения, объяснить, почему здесь нужно сыграть экспрессивно, а там – сделать звук тихим до невесомости. И этот оркестр меня хорошо понимает, знает мои жесты, коллектив сыгран. Так что даже недочеты предпочитаю исправлять с теми, кто давно у нас работает.

Есть ощущение, что о концертном зале во дворце Белосельских-Белозерских, где оркестр базируется и выступает постоянно, публика как-то подзабыла.

Вы ошибаетесь. По моим наблюдениям, в зале не бывает пустых мест, на концертах аншлаги. Многие приходят слушать солистов, приглашенных и наших, из оркестра. Приходят люди, которые живут рядом. Им удобно, ведь у нас не очень дорогие билеты, учитывая нынешние зарплаты и пенсии.

И все же, юбилейные концерты вы проводите в залах покрупней, в Капелле и Большом зале филармонии.

Так у себя мы бы просто не поместились. 23 апреля в Капелле мы устраиваем эксперимент под названием «Симфонические 3D сказки». На изобразительную музыку из сюит Римского-Корсакова «Шехеразада» и Мусоргского «Картинки с выставки» будет наложена видеоинсталляция с лазерами, сложной светотехникой. Я пока сам не знаю, чего ждать, кроме сложностей с координацией звука и света, но говорят, что будет красиво. А сложностей мы не боимся. Ну, а 27 апреля на сцену Большого зала филармонии мы позвали многих старинных друзей оркестра, великолепных солисток Мариинского театра Ольгу Трифонову, Ирину Матаеву и Злату Булычеву, ударника из театра «Зазеркалье», ансамбль саксофонистов под управлением Юлии Черкасовой и так далее. К примеру, пианист Сергей Редькин, который готовит к выступлению Четвертый джазовый концерт Николая Капустина, в 2015 году стал лауреатом премии Чайковского, но с нами начинал сотрудничать задолго до этого лауреатства – вот такие крепкие связи нам важны. Программа вечера будет горячей, как на дружеской встрече: от Иоганна и Рихарда Штрауса до Бернстайна и… и сюрприза в финале, не скажу какого.

23 апреля, Академическая капелла, «Симфонические 3D сказки». Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, дирижер – Александр Титов
27 апреля, Большой зал филармонии, «Оркестр и его друзья». Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, приглашенные солисты, дирижер – Александр Титов
Подробности на сайте spb-orchestra.ru 
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 191

Все опросы…