Культура

Архитекторы в окопе и в плену

8 мая 2017 20:29 Галина Артеменко
версия для печати
В Петербургском государственном архитектурно-строительном университете накануне Дня Победы открыли выставку «Две перспективы: рисунки архитекторов-ветеранов Второй мировой войны из России и Великобритании». Павел Афонин и Эдвард (Тед) Миллиган никогда не встречались, хотя судьба давала шансы – оба молодых человека, почти ровесника, были солдатами Второй мировой, оба, оставшись в живых, посвятили свою жизнь архитектуре. Они оба умерли в 2011 году, прожив длинную творческую жизнь.
Архитекторы в окопе и в плену Фото: Официальный сайт ГАСУ

Павел Афонин старше Теда на год,  в 1941-м ему 21, он – третьекурсник МАРХИ (Московского архитектурного) еще успевает поработать над маскировкой архитектурных шедевров Москвы, прежде чем будет зачислен в Военно-инженерную академию, в 1943-м он на фронте.

плен-2

Афонин прошел путь до Берлина, весной 45-го он как начальник технической разведки получает задание разработать переправу через Одер  в районе города Кинитц.

плен

Практически в это же время недалеко от этого места оказывается и Тед Миллиган. Судьба летчика Королевских ВВС сложилась драматично – его  Ланкастер Mk. II  был атакован  Юнкерсом Ju 88  в ночь с 24 на 25 июня 1944 года. Тед попал в плен и оказался в концлагере в Польше.

Если помните «Бойню номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, то там как раз рассказывается о том, как жили в нацистском плену британские военнопленные. Ни в какое сравнение, конечно, их плен с тем, что происходило с красноармейцами-узниками нацистских лагерей,  не шло. Британцев посещал  Международный Красный Крест,  условия были более-менее человеческими, даже стенгазету Тед выпускал и продолжал рисовать, вел дневник. Тед брал уроки у другого военнопленного – в будущем известного художника-абстракциониста Эдриана Хита и создал его портрет той поры. Его можно увидеть на выставке. Британцам разрешались посылки. И вот в той самой стенгазете, что рисовал Тед, была заметка о результатах голосования – поделиться или нет присланным с русскими, содержавшимися в соседних бараках в ужасных условиях. За то, чтобы поделиться, проголосовало 1095, против – 291.  У Теда среди портретов пленных есть и портреты русских.

В январе 45-го, когда исход войны был уже ясен, Тед и тысячи других пленных из его лагеря (тут уже нацистам было наплевать на Красный Крест) стали участниками одного из жутких  «маршей смерти» -  перемещения заключённых концлагерей на оккупированных территориях по мере приближения к ним союзных войск в лагеря внутри Германии. И вот на Одере Тед и Павел разминулись буквально в несколько дней. Теда освободили советские войска в апреле 45-го. Эдвард Миллиган стал известным художником, выставлялся. О войне говорить не любил и рисунки времен плена никому не показывал.

Павел тоже всю войну рисовал  портреты  однополчан, зарисовки того, что его окружало. После войны вернулся в МАРХИ, завершил образование, но остался военным – проектировал  военные городки и другие объекты. Его рисунки времен войны лежали в папке, он к ним не возвращался и вспоминать о войне не любил.

Кураторами выставки стали Ксения Афонина – внучка Павла Афонина, исследователь искусства Второй мировой войны, президент Русскоязычного общества Кембриджа, и Джон Инглэнд – куратор и художник. Дед Джона погиб в плену. А с Миллиганом – дальним родственником Джона по материнской линии - они работали вместе несколько последних лет жизни Теда. «Художник видит, прежде всего, человека - его страдания, его боль, его жажду жизни. Война - это абсолютно личная история, политика уходит на второй план», - считает Джон Инглэнд.

Выступая на открытии выставки в ГАСУ, генеральный консул Великобритании в Петербурге Кит Аллан сказал: «Вы можете увидеть здесь работы двух художников-солдат. -Павла Афонина и Эдварда Миллигана - русского и англичанина. Они ничего не знали друг о друге, но их судьбы пересекались удивительным образом. Эта выставка помогает понять, как много общего в истории наших стран, почувствовать драматизм нашей общей жертвы».

В 2016 году выставка побывала в Москве в Центральном доме художника и в МАРХИ. В Петербурге ее можно увидеть в ГАСУ по рабочим дням с 9:00 до 18:00 до 4 июня. Потом планируется  показать ее в Великобритании и в столице Мордовии – Саранске, потому что русский солдат и архитектор Павел Афонин по национальности мордвин.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 208

Все опросы…