Истории

Финансовые махинации чиновников: преступления без наказания

Время от времени воображение граждан поражают публикуемые в СМИ результаты финансовых проверок. Чиновники умудряются бесследно потерять миллионы рублей. Взволнованный обыватель с нетерпением ждет, когда найдут деньги или хотя бы виновного. Но чаще всего скандал вяло затухает, а отличившийся чиновник вместо наказания может неожиданно… пойти на повышение.

В мае проверка КСП (контрольно-счетной палаты) установила, что за год чиновники Василеостровской администрации «наработали» 8 миллионов ущерба госбюджету.

В июне прокуратура возбудила дело об административном правонарушении на главу района Александра Исаева. Повод – тендер на организацию питания в образовательных учреждениях был заключен в обход закона с одной фирмой, вне конкурса.

А 26 июня губернатор Валентина Матвиенко перевела Исаева на другую должность – руководителем ГУП «ТЭК», подчеркнув при этом его высочайшие профессиональные качества.

Что грозит за нарушения

Ситуация эта типичная. Все, чем грозят финансовые проверки нарушителям закона, - это «показательными порками». Наиболее частые наказания: перевод на другую должность, замечание, выговор, предупреждение, депремирование.

По словам главы КСП Вадима Лопатникова по итогам 40 проверок на чиновников среднего уровня было заведено только четыре уголовных дела, 16 сотрудников были уволены, 19 получили строгие выговоры.

«На основании заключений КСП руководители районов сами принимают решения о наказаниях. Чаще всего нарушения связаны с непрофессионализмом и халатностью», - говорит Владимир Барканов, председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания.

Из суровых наказаний, на его взгляд, - в 2008 году были уволены главный бухгалтер и начальник юридического отдела «Жилищного агентства Колпинского района», директор ГОУП Научно-методический Центр Московского района. В других районах ограничились объявлением выговоров, замечаний и лишением премий.

Если запахло жареным

«Эффективность наказаний ничтожно мала, до суда доходит очень мало дел, и наказания слабые, - соглашается Вадим Лопатников. – К тому же пока идут проверки и перепроверки выявленных нами нарушений, наступает срок давности рассмотрения дела».

Если нарушение исправляется, то о недостаче вопрос не ставится. «Сначала смотрим, что было сделано для устранений нарушений и решаем, подавать в суд на взыскание денежных средств или нет», - говорит Светлана Васильева, заместитель прокурора Василеостровского района.

До уголовного разбирательства дело может вообще не дойти. «Ущерб от полутора миллионов по бюджетным деньгам, - это уголовно наказуемое деяние. Но если стоит вопрос о возбуждении дела, подрядчик и заказчик стараются в кратчайшие сроки вернуть деньги и договориться о перевыполнении работ, - говорит Виктория Апикова, начальник ревизионного управления комитета финансов. Естественно, участникам доводить дело до суда невыгодно. Суду нужен ущерб, а если он к тому моменту погашен, то состава дела нет».

Деньги уплывают с концами

По словам Кристины Жамгарян, помощника прокурора, вернуть деньги в казну по административным делам зачастую невозможно. Худшее, что ждет чиновника, - штраф 30 тысяч рублей. Зная относительную безнаказанность «потери» сумм до полутора миллионов, растратчики не стесняются в расходовании бюджета.

По словам Виктории Апиковой, влиять на растратчиков трудно. «Отменена статья в бюджетном кодексе, которая давала возможность блокировки расходов учреждению при обнаружении нарушения», - говорит она.

Часто сами нарушения отследить сложно. Доказать сговор, к примеру, чиновника и подрядчика, который выполняет какие-либо работы в районе, непросто.

«Например, конкурсы на строительство соцобъектов. Нужен специалист, - говорит Кристина Жамгарян, – чтобы установить, насколько обоснован выбор того или иного подрядчика. Но случаев приглашения специалиста извне я не припомню».

Страх публичной порки

В итоге единственный рычаг прост: о результатах проверок лишь докладывают на правительстве, губернатору. Уличенным в нарушениях выносится порицание.

«Главы администраций очень реагируют на такие взыскания. Представьте, каково для них, когда при всех коллегах их отчитывают, это позор, - говорит Виктория Апикова. - Нельзя сказать, что такие наказания безрезультатны, но хочется большего».

По словам Владимира Барканова, привлечение конкретных лиц к ответственности не является целью проведения контрольных мероприятий. Главное – повышение финансовой дисциплины и эффективности расходования бюджетных средств.

«Когда чиновники сознательно совершают финансовые махинации, надо доказывать это и предавать огласке, что тот или иной конкретный чиновник проворовался и наказан, тогда порядка будет больше», - уверен Вадим Лопатников.

По мнению Вадима Лопатникова, нужна более тесная координации между органами финансового контроля и правоохранительными органами, которые имеют право карать виновных.

Кто и как проверяет

За бюджетными средствами в Петербурге следят четыре структуры.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) контролирует организации, которые финансируются из федерального бюджета.

За городскими деньгами надзирают две ветви власти: законодательная - ЗАКС, чьей подведомственной структурой является контрольно-счетная палата (КСП), и исполнительная: контрольно-ревизионное управление при комитете финансов.

Есть еще созданный губернатором комитет финансового контроля, но он - для внутренних проверок, подчиняется непосредственно губернатору, а основная его задача – контроль за городскими заказами.

По словам Вадима Лопатникова, председателя КСП, в год они проверяют четыре-пять районных администраций. При проверке Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга и подведомственных ей учреждений за 2007 год и 2008 годы было выявлено финансовых нарушений на 8 миллионов рублей, сейчас идет проверка Невской и Фрунзенской администраций, в конце года ревизоры поедут к Пушкинским чиновникам.

«Проверки мы проводим по годовому плану, который публикуется на сайте палаты, - говорит Вадим Лопатников. – Также, если мы получаем оперативную информацию о грубых нарушениях при расходовании бюджетных средств или, можем провести внеплановую проверку. Но таких проверок бывает мало».

Управление финансового комитета проверяет не районы, а городские комитеты на предмет нецелевого использования средств.

Квартальные планы проверок не держатся в тайне. На местах от управления работают по два районных ревизора, которые ведут проверки подведомственных администрации структур.

У правоохранительных органов - свои проверки и планы. Сотрудники прокуратуры, милиции, ОБЭПа, службы экономической безопасности вправе заводить уголовные дела и передавать материалы следствия в суд.

Типичные схемы нарушений

Нецелевое использование

  • Экономия

К примеру, ремонт оценен в 20 миллионов. Объявляется тендер и выигрывает фирма, которая готова сделать ремонт за 17 миллионов в том же объеме. Излишек в три миллиона возвращается в администрацию и идет на другие цели.

  • Отложенный ремонт

К примеру, покрытие на спортплощадке можно класть при определенной температуре воздуха – весной. А деньги выделили осенью. Вариант – заключить дополнительное соглашение на выполнение оставшихся работ весной. Однако в администрации говорят, что необходимо соблюдать график. В итоге подписывают акт выполненных работ по факту, обещая потом доделать объект за счет администрации. Но весной не оказывается денег, а остаток осенних средств «уходит».

  • Деньги «придерживают»

В общую смету не заносят целевые деньги. Они висят где-то на общем счете. Затем их либо обнародуют через шесть-семь месяцев, когда потратить их уже на целевые объекты не успевают, или вовсе не обнародуют, то есть они остаются неизрасходованными. Причем, на местах (в школах, детских садах, больницах и т.д.) могут не знать, что эти деньги предназначались им.

Завышенные траты

  • Дробление объекта

К примеру, идет строительство спортплощадки. Это установка ограждения и покрытие. Если объект строит одна и та же фирма, он обходится, естественно, дешевле. Намеренно проводят несколько конкурсов по одному и тому же объекту: на ремонт фасада, на ремонт окон, чтобы расходы были увеличены. Или один объект: 50 окон делает одна фирма, 50 другая, фасад третья, это два разных конкурса проводятся. А деньги выделяются на все.

  • Торжественная сдача

Социальные объекты сдаются с недоделками из-за того, что по графику – торжественная приемка губернатором. Причем недоделки могут тянуть не на один миллион. Устраивается торжественная церемония открытия, к примеру, бассейна, дворца культуры и прочее, а дети потом в нем заниматься не могут из-за недоделок в освещении, электропроводке и т.п. Все недоделки так и висят, так как по документам все принято и все работает в полном объеме.

  • Выездные семинары

К примеру, необоснованная поездка за границу за счет средств бюджетных организаций. Устраивает определенный отдел, и работники администрации тоже едут за их счет. Деньги идут на проведение выездного семинара где-нибудь в Китае.

  • Недостача в бюджет

Контракт по ремонту или по поставке оборудования. Подрядчик не успевает в срок. Однако на месте подписывают акт приемки работ под нажимом администрации, а работы потом «висят». Зачастую это происходит потому, что заказы отдаются одним и тем же фирмам, у которых дружественные отношения и определенные договоренности с властью. В дальнейшем концы можно вообще не найти – фирма может сменить название и работы недоделать. Претензии бесполезны – акт приемки в полном объеме подписан. А фирма в этом случае не платит штраф за срыв сроков.

  • Угрозы

Прямое давление часто используется со стороны вышестоящих лиц. Под нажимом подписываются документы на местах, угодные администрации. В этом случае доказать причастность высших лиц сложно, так как даются устные распоряжения, и подписи участников договора.

  • Сговор

Проводится конкурс на заключение госконтракта с одной структурой. Или другие участники в конкурсе для вида. Побеждает определенная фирма, которая может быть в сговоре с должностным лицом.

  • Инвентаризация

Часто проходит с нарушениями – то есть не полностью. По учету – пять столов, две лампы – все на месте, а если от подвала до потолка вести проверку, можно недосчитаться много чего.

  • Махинации с зарплатой

Нарушения и в одну и в другую сторону: часто: переплата за неотработанное время или тарификацию меняют, к примеру, поднимают единицу заработной платы.

При проведении Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга контрольных мероприятий в 2008 году установлены финансовые нарушения при исполнении бюджета Санкт-Петербурга на общую сумму 6 008 764,6 тыс. рублей. Данные по утвержденной Счетной палатой РФ форме представлены в таблице:

Показатели


Допущено нарушений органами государственной власти и учреждениями,
тыс.рублей
1. Использование средств с нарушением действующего законодательства 4 184 478,9

2. Незаконное использование бюджетных средств,

в том числе:

575 812,2

 

2.1. нецелевое использование бюджетных средств 84 766,1
3. Завышение расходов 137 950,3
4. Занижение доходов 1 042 363,5
5. Иные виды нарушений 38 532,3
share
print