Экономика

В самолет без книги и телефона

26 июля 2017 13:40 Андрей Рысев
версия для печати
Совет Федерации на пару с Минтрансом стали лидерами по новостному потоку в эти дни. Совфед принял поправки в Воздушный кодекс, а ведомство Максима Соколова удивило проектом приказа, опубликованным для всенародного обсуждения. Под благой ширмой снижения стоимости полета пассажирам без багажа по факту предлагается ввести дополнительные сборы и соответствующие ограничения по весу и фактуре саквояжей, картин и прочих корзин и картонок.
В самолет без книги и телефона Фото: avia2.ru

Неусыпная забота о российских гражданах у различных ветвей власти просто не имеет границ. То здесь, то там появляются различные прекрасные инициативы, доводящие правила и нормативы до такого совершенства, что граничат с абсурдом.

Однако по порядку. Вчера Совет Федерации поддержал изменения в Воздушный кодекс РФ. Как отметили в верхней палате российского парламента, документ подготовлен «во исполнение комплекса мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. Предлагается дать авиаперевозчику возможность исключить из тарифа расходы, связанные с перевозкой багажа при его отсутствии».

Немного отвлекаясь от сути, хочется напомнить, что «комплекс мер» был утвержден премьером Дмитрием Медведевым 31 января 2013 года и преодолел полет длиной в четыре с половиной года, чтобы попасть на стол сенаторам. Ну да, это же не «антисиротский» закон какой-то.

Что же придумали Минтранс с парламентариями? В первую очередь – собственно багаж. Сенаторы уточняют: «Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем 10 кг на одного пассажира воздушного судна». Раньше этот норматив, к слову, составлял 20 кило и был зафиксирован на федеральном уровне.

На самом деле это, скорее, рыночная поправка. Любой перевозчик может и не добиваться установления нижней планки. Хотя бы для того, чтобы иметь некоторые преференции перед конкурентами. Однако это сложно представить, особенно в эпоху нескончаемого кризиса.

Дискуссия вышла на редкость бурной, но это, скорее, касалось следующей темы. В итоге же первый зампред СФ Николай Федоров отметил, что к самой представленной редакции Воздушного кодекса претензий нет и «под жестким контролем Совета Федерации мы готовы поддержать данный закон».

Спикер СФ Валентина Матвиенко отметила, что нормативное обеспечение данного закона должно быть корректным. «Поэтому мы будем держать этот вопрос под жестким контролем и в случае необходимости жестко реагировать».

Итог – 110 голосов за, против - 18, воздержалось - 24.

Возникает вопрос, а в чем выражена забота о пассажирских кошельках? А вот в чем. По мысли авторов закона, его реализация поможет снизить расходы тех пассажиров, кто путешествует налегке. Остальным придется либо доплатить за багаж, либо приобрести более дорогой возвратный билет. В тариф такого проездного документа будет включено не менее 10 килограммов бесплатного багажа. Авиакомпании также могут устанавливать нормы бесплатного провоза ручной клади таким образом, чтобы габариты позволяли разместить ее в салоне самолета.

Председатель Комитета по конституционному законодательству СФ Андрей Клишас пояснил ранее журналистам, что в случае отсутствия бесплатной нормы провоза багажа, все вещи пассажир будет брать с собой в салон самолета. Однако отсутствие подзаконных актов позволяет перевозчикам «устанавливать нормы ручной клади, стремящиеся к нулю». «Это обстоятельство будет вынуждать пассажиров приобретать билеты по более дорогому тарифу, включающие привычные условия провоза багажа», - считает Клишас.

Ну а теперь немного элементарной арифметики. Как уточняется в пояснительной записке к документу, «экономия авиакомпании будет связана с частичным отказом от расходов на обеспечение регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа. В настоящее время аэропортами устанавливается тариф за обслуживание пассажиров, который включает и обработку багажа. Средний тариф за обслуживание пассажиров в аэропортах РФ на внутренних воздушных линиях составляет 221 рубль. В среднем до 20% указанного тарифа связано с обработкой багажа».

Итак, вычленяем 20% от 221 рубля и получаем 44 рубля. Это, видимо, все, чем сможет порадовать в плане снижения стоимости билетов путешественника без диванов, чемоданов и маленьких собачонок авиакомпании.

Ну и еще одна фраза из пояснительной записки, которая уж точно ставит все на свои места: «Реализация законопроекта создает условия для формирования и оперирования сегмента низкобюджетных ("low cost") авиакомпаний, а также позволит авиакомпании формировать более широкую линейку тарифов». Весьма доходчиво, как мне кажется.

Ну а теперь переходим к ручной клади, на которую ссылался Клишас. Параллельно с изменениями в Воздушный кодекс, не покладая клавиатуры работал Минтранс, разрабатывая изменения в «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Сами правила были утверждены в 2007 году.

Настала пора их поменять. Оговорюсь, пока это плод трудов главы Минтранса Максима Соколова и его подчиненных и проект приказа еще только предложен к обсуждению. Сарказм стоит отложить на потом. Пока же просто сравнительная картина того, что надумали борцы за наши ручные клади за 10 лет получения зарплат и премий. Речь идет о двух статьях: в 133-й говорится о том, что такое ручная кладь, а в 135-й – ее внутренности.

Ст. 133:

2007 год: «В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна».

2017: «В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Вес ручной клади не может быть менее чем пять килограмм на одного пассажира».

Казалось бы, изменилось не много, однако. Нововведение заключено во втором предложении нынешней редакции. Отслеживая воистину законотворчество, то если речь заходила об ограничениях по весу багажа ли, ручной клади ли, везде было четко прописано, что это ограничения для авиаперевозчиков.

Речь там шла о том, что нельзя, например, сделать бесплатным не 10, а 8 кг. Здесь же как топором обрублено: ручная кладь не может быть менее пяти килограмм. Точка. Для дамских сумочек это весьма привычно – сам носил и чего там только не запихнуто. Но в мой портфель? А если он будет весом в 4,9 кг? И это не орфография, не синтаксис или стилистика – это безграмотность тех, кто готовил текст нововведений.

Но идем дальше. Сравнительный анализ статьи 135.

2007 год: «Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:
Дамская сумочка или портфель; папка для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхняя одежда;
печатные издания для чтения в полете; детское питание для ребенка во время полета;
телефон сотовой связи; фотоаппарат; видеокамера; портативный компьютер; костюм в портпледе;
детская люлька при перевозке ребенка; костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.
 

2017: «Без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие находящиеся при нем вещи: дамская сумочка или портфель; детское питание для ребенка во время полета; костюм в портпледе; детская люлька при перевозке ребенка; костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.

Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками».

 

Разница понятна, тут уж не до сбежавшей собачонки. Сколько поменялось даже не со времен Маршака, а за 10 лет! Наш Минтранс решил идти против времени и отменил телефоны, фотовидеокамеры и прочие планшеты с ноутами. А что, за их перевозку стоит и раскошелиться. Вспомним пресловутую заботу о людях. Вот она во всей красе! Даже про пальто с фуфайками забыли. Я уже не говорю о цветах.

Именно это и вызвало горячую дискуссию в Совфеде. Валентина Матвиенко возмутилась: «Что касается ручной клади, вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, верхнюю одежду, - обращаясь к замминистру транспорта РФ Сергею Аристову. – Это коллективная безответственность. Все-таки вы можете прокомментировать глупости, которые там написаны, если они имеют место быть?»

Аристов ответил, что в Минтрансе «только первое приближение озвучили и мы готовы к широкому обсуждению». В свою очередь, Матвиенко предупредила, что «надо все-таки аккуратно подходить даже к сырым документам, которые появляются на сайте министерства, и не допускать тех глупостей, которые вы написали».

Конечно, последний казус будет подправлен. Ну а в целом депутаты и чиновники классно похлопотали в начале недели на ниве поддержки граждан. Молодцы. Командировочным, конечно, все равно. Парламентариям и чиновникам – тоже. А вот простым гражданам придется дополнительно готовить бумажки с отпечатанными архитектурными шедеврами нашей страны и, желательно, с максимальным числом нулей их обрамляющих.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 268

Все опросы…