Истории

Реставрировать дворец – что лечить старого человека

Дубовую столовую Юсуповского дворца откроют для посетителей уже в следующий понедельник. Год реставрации позади и теперь снова можно будет вглядываться в деревянную резьбу, любоваться уникальной дубовой люстрой – первой во дворце электрической.

На стенах появился воссозданный штоф – ткали его по старым технологиям на деревянных станках, но над дверными проемами реставраторы закрепили подлинный, сохранившийся. Он оказался таким ветхим, что пришлось реставраторам из Этнографического музея крепко подумать - что делать с тканью, которую уже почти разрушило время. Современная швейцарская технология капсулирования пришла на помощь:  вы даже не заметите, что старинная ткань покрыта тончайшей современной – легчайшая сеточка ( один квадратный метр весит всего пять граммов) удерживает старый штоф.

Вглядитесь в резьбу – в эти завитки, звериные морды, лицо Мефистофеля, в крылатых существ. В 1986 году  во время страшного пожара Юсуповского дворца копоть покрыла резьбу. Потом отчищали хлебными мякишами, но и во время нынешней реставрации резьбу снова бережно очищали.  На все работы в Дубовой столовой было затрачено свыше 60 млн рублей средств  городского бюджета. Город с 2012 года финансирует реставрационные работы во дворце.

Дубовая столовая откроется, но закроются на реставрацию Зал Виги, покои старого князя.

Великолепен Белоколонный зал, который открыли после реставрации в прошлом году. А вы знаете, что его люстры созданы из папье-маше?  А в  покоях старого князя в Гостиной в стиле Генриха II  прекрасная надкаминная лепка – не лепка вовсе, а так называемый пьер-картон, тоже что-то вроде папье-маше? Юсуповы, столь любившие красоту, в то же время умели экономить и следили за новыми технологиями и модой, сочетая роскошь и бережливость. Вот только  современные реставраторы  ломали голову – как это сохранять?

В Мавританской гостиной – пышной и по-восточному томной  тоже использовалось папье–маше.

«Мавританка», как ласково ее называют сотрудники дворца, в декабре 2007 года заставила всех – и КГИОП, и хранителей Юсуповского и чиновников Минкульта чуть ли не поседеть. Рядом некая контора  начала было рыть шурфы для будущего масштабного строительства, слава Богу, не состоявшегося. А петербургские грунты не прощают резких движений -  у «Мавританки» треснул мраморный пол, вылетела колонна, стены «поехали».  «Мы в новогодние дни чуть все с ума не сошли», - вспоминает директор дворца Нина Кукурузова. Целы год наблюдали за интерьерами, стабилизировали фундаменты и лишь потом приступили к научной реставрации Мавританской гостиной.

Глава КГИОП Сергей Макаров обращает внимание на одну из стен – там можно видеть маячок, на нем указана дата – 28 июля 1965 года, - его тоже хранят как артефакт и напоминание о том, как бережно надо относиться к этому зданию. «Реставрировать дворец - что  пожилого человека лечить, - говорит Нина Кукурузова, но тут же называет цифру – 400 тысяч посетителей в год и это не предел, работает Юсуповский без выходных по 16 часов, экскурсионных маршрутов более десятка, сейчас будет второй  вход с Декабристов, что упорядочит потоки и, увеличив пропускную способность, уменьшит антропогенную нагрузку.

Дворец невероятно популярен: он красив, как изящная ручной работы старинная  шкатулка, таинственен, наконец, здесь Распутина убили и эту тему тут давно эксплуатируют вовсю.

Журналистам показали еще одну диковинку – отреставрированный на деньги банка ВТБ оркестрион. В Зале Виги открывается дверной проем – а там внутри такой механический музыкальный инструмент – трубы, валики. Играет.  «Оживил» его  Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа, тот  самый, который дал вторую жизнь знаменитым часам «Павлин», что собирают в Эрмитаже толпы посетителей. Гурьеву удалось вернуть оркестриону голос с помощью компьютерной программы, иначе никак не получалось.

share
print