Дубовую столовую Юсуповского дворца откроют для посетителей уже в следующий понедельник. Год реставрации позади и теперь снова можно будет вглядываться в деревянную резьбу, любоваться уникальной дубовой люстрой – первой во дворце электрической.
На стенах появился воссозданный штоф – ткали его по старым технологиям на деревянных станках, но над дверными проемами реставраторы закрепили подлинный, сохранившийся. Он оказался таким ветхим, что пришлось реставраторам из Этнографического музея крепко подумать - что делать с тканью, которую уже почти разрушило время. Современная швейцарская технология капсулирования пришла на помощь: вы даже не заметите, что старинная ткань покрыта тончайшей современной – легчайшая сеточка ( один квадратный метр весит всего пять граммов) удерживает старый штоф.
Вглядитесь в резьбу – в эти завитки, звериные морды, лицо Мефистофеля, в крылатых существ. В 1986 году во время страшного пожара Юсуповского дворца копоть покрыла резьбу. Потом отчищали хлебными мякишами, но и во время нынешней реставрации резьбу снова бережно очищали. На все работы в Дубовой столовой было затрачено свыше 60 млн рублей средств городского бюджета. Город с 2012 года финансирует реставрационные работы во дворце.
Дубовая столовая откроется, но закроются на реставрацию Зал Виги, покои старого князя.
Великолепен Белоколонный зал, который открыли после реставрации в прошлом году. А вы знаете, что его люстры созданы из папье-маше? А в покоях старого князя в Гостиной в стиле Генриха II прекрасная надкаминная лепка – не лепка вовсе, а так называемый пьер-картон, тоже что-то вроде папье-маше? Юсуповы, столь любившие красоту, в то же время умели экономить и следили за новыми технологиями и модой, сочетая роскошь и бережливость. Вот только современные реставраторы ломали голову – как это сохранять?
В Мавританской гостиной – пышной и по-восточному томной тоже использовалось папье–маше.
«Мавританка», как ласково ее называют сотрудники дворца, в декабре 2007 года заставила всех – и КГИОП, и хранителей Юсуповского и чиновников Минкульта чуть ли не поседеть. Рядом некая контора начала было рыть шурфы для будущего масштабного строительства, слава Богу, не состоявшегося. А петербургские грунты не прощают резких движений - у «Мавританки» треснул мраморный пол, вылетела колонна, стены «поехали». «Мы в новогодние дни чуть все с ума не сошли», - вспоминает директор дворца Нина Кукурузова. Целы год наблюдали за интерьерами, стабилизировали фундаменты и лишь потом приступили к научной реставрации Мавританской гостиной.
Глава КГИОП Сергей Макаров обращает внимание на одну из стен – там можно видеть маячок, на нем указана дата – 28 июля 1965 года, - его тоже хранят как артефакт и напоминание о том, как бережно надо относиться к этому зданию. «Реставрировать дворец - что пожилого человека лечить, - говорит Нина Кукурузова, но тут же называет цифру – 400 тысяч посетителей в год и это не предел, работает Юсуповский без выходных по 16 часов, экскурсионных маршрутов более десятка, сейчас будет второй вход с Декабристов, что упорядочит потоки и, увеличив пропускную способность, уменьшит антропогенную нагрузку.
Дворец невероятно популярен: он красив, как изящная ручной работы старинная шкатулка, таинственен, наконец, здесь Распутина убили и эту тему тут давно эксплуатируют вовсю.
Журналистам показали еще одну диковинку – отреставрированный на деньги банка ВТБ оркестрион. В Зале Виги открывается дверной проем – а там внутри такой механический музыкальный инструмент – трубы, валики. Играет. «Оживил» его Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа, тот самый, который дал вторую жизнь знаменитым часам «Павлин», что собирают в Эрмитаже толпы посетителей. Гурьеву удалось вернуть оркестриону голос с помощью компьютерной программы, иначе никак не получалось.