«Белое солнце пустыни» светит с экранов 40 лет

12 августа 2009 19:06
версия для печати
«Белое солнце пустыни» светит с экранов 40 лет
Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны культового советского фильма «Белое солнце пустыни».

Торжественное празднование юбилея проходит сегодня в Выборге, на 17-м фестивале российского кино «Окно в Европу».

В рамках фестиваля намечена творческая встреча с режиссером легендарного фильма Владимиром Мотылем, а также с исполнителями главных ролей. Также Владимир Мотыль представит свою новую работу – «Багровый цвет снегопада», сообщает «ТВ Центр».

Это невозможно пересказать

«Белое солнце пустыни» — советский кинофильм 1969 года, снятый в жанре истерна режиссёром Владимиром Мотылем.
Фильм повествует о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны.

Действие фильма происходит в конце Гражданской войны, примерно в 1920-е годы, на восточном берегу Каспийского моря. Красноармеец Сухов возвращается домой, ожидая, что война вот-вот закончится и «наступит всеобщее счастье».

Но по пути Сухову встречается красноармейский отряд, который гоняется за бандитом Абдуллой, сбежавшим из крепости и оставившим там свой гарем. Начальник отряда уговаривает Сухова позаботиться о жёнах Абдуллы и оставляет ему в помощники юного бойца Петруху.

Сухов и Петруха доставляют гарем в близлежащий приморский город Педжент. Но вскоре туда же приходит и Абдулла, который хочет через море переправиться за границу.

Сухову нужно оружие и поддержка, чтобы противостоять бандитам и защитить женщин. Он обращается за помощью на всё ещё функционирующий местный пост российской таможни, к его хозяину Павлу Верещагину.

Верещагин, вставший на сторону красноармейцев, предотвращает бегство басмачей ценой своей жизни.

Благодаря остроумию и солдатской смекалке Сухову удаётся противостоять банде. В схватке с басмачами гибнет Петруха. Погибает и самая юная девушка в гареме, в которую влюблен Петруха, - Гюльчатай.

Особую роль играет в фильме родственник Абдуллы Саид, которого Сухов в начале фильма спасает от мучительной смерти. В самые напряженные моменты верный Саид возникает словно ниоткуда и оказывает поддержку своему спасителю.

Разобравшись с Абдуллой, Сухов продолжает свой путь домой.

Госпожа удача улыбнулась избранным

Во второй половине 1960-х на волне популярности дилогии о «Неуловимых мстителей» (1966) в советском кино начал набирать популярность жанр истерна.

С 1966 года в СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Год спустя ее руководство предложило Андрею Михалкову-Кончаловскому и Фридриху Горенштейну написать сценарий нового фильма в жанре «истерн» (тогда такого термина ещё не существовало).

Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» студия забраковала, и Кончаловскому дали новых соавторов - Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова.

Собирая материал, Валентин Ежов в разговоре с ветераном Гражданской войны услышал байку, о том как, басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история и стала основой сюжета нового сценария.

1 августа 1967 года сценарий был принят в работу и начались поиски режиссёра. Возглавить съёмки предлагали режиссерам Жалакявичусу, Чулюкину и даже Тарковскому. Все они отказались, и тогда предложение снять фильм было сделано Владимиру Мотылю, известному в тот момент по фильму «Женя, Женечка и «Катюша».

Мотыль в то время мечтал о постановке фильма о декабристах, но при отсутствии других предложений, испытывая затруднения денежного характера, согласился.

Сценарий понравился режиссеру, но показался слишком смелым. В глазах советской цензуры подобный сюжет мог выглядеть осквернением образа солдат гражданской войны.

Тем не менее, руководитель ЭТК Григорий Чухрай и Валентин Ежов пообещали Мотылю полную свободу действий на съёмочной площадке.

Пробы начались в январе 1968 года. На главную роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Сперва утвердили Юматова. Он был более известен как актёр, но имел репутацию человека склонного к алкоголизму. Через неделю после начала съемок он подтвердил ее, напившись и устроив драку. После этого роль была отдана Анатолию Кузнецову.

На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров, на роль Верещагина — Ефим Копелян. В итоге роль Саида досталась Спартаку Мишулину, а роль Верещагина - актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву.

Многие из приглашённых на съёмки были непрофессиональными актёрами. Только три жены Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жён» подбирали со всего Союза (одну даже нашли в Прибалтике).

Галина Лучай (Катерина Матвеевна, супруга Сухова) работала редактором студии «Останкино» и согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.

Сложно шёл подбор актёра на роль Петрухи. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. В итоге она досталась Николаю Годовикову, также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе.

Особую «изюминку» фильму придала музыка. До «Белого солнца» Владимир Мотыль уже работал с творческим тандемом Исаака Шварца и Булата Окуджавы. Специально для его нового фильма они написали песню «Ваше благородие, госпожа удача». Песня стала одной из самых популярных мелодий советского кинематографа и приобрела самостоятельную известность.
 


Мотылю пришлось не легче, чем Сухову

Съёмки фильма начались 24 июля 1968 года. Основная часть съемок проходила в Дагестане, в окрестности Махачкалы на побережье Каспийского моря.

Съёмки шли тяжело и были плохо организованы. Осенью 1968 года в СССР создавалась киноэпопея «Освобождение», и туда были брошены лучшие кинематографические силы и все ресурсы. «Белому солнцу…» даже не досталось съёмочного крана — его пришлось мастерить прямо на площадке из подручных средств.

В ноябре 1968 года съёмки были завершены, но тернистый путь фильма к экрану только начинался. Его создателям пришлось преодолеть множество препонов: переделать многие сцены, не устроившие комиссию творческого объединения, найти на это средства, организовать новые съемки – на этот раз в Туркмении, и затем вновь перекраивать отснятый материал с учетом новых замечаний…

Точку в этой тяжелой эпопее поставил Леонид Брежнев. В то время была принята практика, когда на дачах у высших партийных чиновников организовывались закрытые просмотры новинок советского и зарубежного кино. Посмотрев «Белое солнце пустыни», генсек был в восторге. Это сняло последние препоны, и сразу после этого фильм был допущен в широкий прокат.

Талисман таможенников и космонавтов

Фильм стал значимой частью русскоязычной культуры, приобрёл статус культового, фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и в поговорки.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане и Донецке установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.

Фильм стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции.

По мотивам картины создана компьютерная игра компании «1С».

В 1998 году фильм был удостоен Государственной премии России.

(по материалам «Википедии»)

Крылатые фразы из «Белого солнца…»

  • Восток — дело тонкое.
  • Эт точно!
  • Вопросы есть? Вопросов нет!
  • Называйте меня просто - товарищ Сухов!
  • Гюльчатай, открой личико!
  • Эй, хозяин! Прикурить есть?
  • Павлины, говоришь… Хех !
  • Давно здесь сидим…
  • Хорошая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!
  • Господин назначил меня любимой женой!
  • Стреляли…
  • Верещагин! Уходи с баркаса!
  • Я мзду не беру. Мне за державу обидно.
  • Таможня дает добро!

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 272

Все опросы…